Небольшое помещение по улице
Халтурина, занятое под художественные сокровища, перестало удовлетворять
горожан. На малой площади стало невозможно показывать объемную коллекцию,
состоящую теперь не только из картин, но и скульптур, рисунков и предметов
декоративно-прикладного творчества. Из-за стесненности в одних и тех же залах
находились произведения русских, западноевропейских художников и мастеров
Востока.
В 1951 году музею выделяется
новое помещение, расположенное на центральной улице (Карла Маркса, .№ 23).
Здесь уже были специальные отделы русского, советского искусства, появилась
возможность выделить творчество сибирских художников и небольшую экспозицию
произведений западноевропейского искусства.
В 1952 году издается каталог
русского искусства, куда вошли живопись, скульптура и графика. Получив это
издание, наш давний друг художник-искусствовед Турунов писал: «С большим
интересом просмотрел Ваш каталог и поразился огромной собирательской работе,
проделанной музеем, вероятно, лично Вами. Я удивился богатству собрания — по
сути дела представлены почти все
ведущие русские художники. Сукачевекая галерея совсем растворилась в новых
пополнениях».
Через два десятилетия и новой
площади стало недоставать (за это время коллекция выросла почти в пять раз). И
снова возникла проблема расширения выставочных помещений и фондохранилищ.
Решением Иркутского исполкома областного Совета депутатов трудящихся в 1973
году музею передается здание по улице Ленина, 5 (двухэтажный особняк,
построенный в 1908 году по петербургскому типовому проекту для мужской губернской
гимназии. В первые годы Советской власти здесь размещался комвуз, во время
Великой Отечественной войны находился патронный завод, а после войны
размещался Восточно-Сибирский филиал Академии наук СССР).
Приспосабливая здание под
музей, архитекторы значительно его реконструировали. Множество небольших комнат
ликвидировали, превратив их в просторные залы и соединив между собою сквозными
дверными проемами. В плане здание, имевшее форму буквы «П», перестроено по
форме буквы «О». Таким образом, образовался внутренний дворик, а по второму
этажу — сквозное кольцевое движение посетителей. Это дало возможность не
возвращаться к уже просмотренной экспозиции, а знакомиться с выставкой
постепенно, последовательно. Экскурсия начинается с древнерусского искусства,
затем просматриваются произведения русских художников XVI — начала XX веков, творения
мастеров советского искусства и заканчивается на втором этаже работами
мастеров западноевропейских школ XVIII-XIX
веков.
Сейчас в правом боковом крыле
первого этажа в трех залах представлено творчество иркутских художников
советского периода, а в левом — искусство Востока: Индии, Китая и Японии.
Отведены помещения для фондохранилища
с двигающимися стеллажами-кассетами для картин, комнаты для
хранения декоративно-прикладного искусства, скульптуры и графики, кабинеты для
научных сотрудников, обширная библиотека по вопросам изобразительного искусства,
гардероб, касса, фойе и прочие службы. Любопытно, что иркутские архитекторы
разработали специальные металлические оконные решетки для первого этажа.
Сначала казалось, что они испортят внешний вид дома, но декоративные решетки
хорошо вписались в архитектуру здания. А в дни трехсотлетия статуса города Иркутска
по инициативе городского Совета скверик с древонасаждениями, прилегающий к
зданию музея, был огорожен Красиной ажурной металлической оградой.
Еще задолго до открытия музея,
в процессе ремонтных работ, его сотрудники в планах и чертежах уже готовили новую экспозицию, размещая сокровища
по залам в хронологическом порядке. На бумаге она была уже готова к зональной
выставке художников Сибири, но хотелось загодя проверить удобство залов, их оснащенность. Поэтому мы охотно пошли на то, чтобы
«опробовать» здание, разместив здесь временную выставку.
В апреле 1975 года, в день
рождения В. И. Ленина, в новом здании музея открылась четвертая зональная
художественная выставка «Сибирь социалистическая».
Огромное число посетителей
прибыло на вернисаж. Не менее чем сама выставка интересовало их новое здание —
ведь почти два года продолжались его реконструкция и ремонт.
Выставка дала возможность
откорректировать будущую музейную экспозицию. С годами она совершенствовалась,
но принцип размещения картин оказался удачным. 29 сентября 1975 года постоянно
действующий музей с основной экспозицией иркутского собрания вновь открыт.
Бывшее здание по улице Карла
Маркса также принадлежит музею. Здесь сейчас проводятся периодические выставки
— тематические из запасников музея, областные творчества местных художников,
зональные и столичные, организуемые министерствами культуры союзных
республик, Союзом художников, а также юбилейные.
Принадлежит музею и второй
филиал, здание памятника сибирского каменного зодчества начала XVIII века —
собор Богоявления. Более двадцати лет находился он на реставрации, открыли его
только в 1985 году, показав уникальные дары, преподнесенные музею московским
инженером Николаем Кирилловичем Величко. Среди них было около сотни произведений
древнерусской живописи (иконы), предметы декоративного искусства, живопись,
скульптура и графика XVIII— начала XX веков русских и зарубежных художников.
Здесь же демонстрировалась
интересная выставка из фондов музея «Русский портрет XVIII — начало XX веков».
Большой интерес вызвала выставка сибирского искусства, представлявшая
творчество первобытных времен (палеолит и неолит) и последующих эпох, с XVII
века до 1917 года.
|