Филиалы художественного музея
есть не только в самом Иркутске. По желанию сельских жителей в поселке Игнино
Куйтунского района в помещении местного
Дворца культуры было выделено место для картинной галереи, создан
небольшой штат и в 1983 году открыт филиал Иркутского художественного музея. А
так как Игнино — небольшой населенный пункт, то работники музея не устраивают
там длительной постоянной экспозиции, а организовывают периодические выставки
из своих запасных фондов, персональные иркутских художников, иногда — выставки,
прибывающие из центра страны. Организуются выезды желающих зрителей из
близлежащих населенных пунктов района, приезжают посмотреть и из Куйтуна —
районного центра.
Иркутский музей — головной
художественных хранилищ Сибири и Забайкалья. «Подопечные» его — художественные
музеи и картинные галереи Омска и Новосибирска, Барнаула и Томска, Красноярска
и Норильска, Кемерова и Новокузнецка, Улан-Удэ и Читы.
В первые годы Советской власти
национализировано было много ценностей у купцов и золотопромышленников,
банкиров и генералов. В Иркутске задерживались эшелоны с бежавшими на Восток
интервентами и белогвардейцами. Среди награбленного имущества оказалась,
например, знаменитая «уральская коллекция» богатых купцов Казанцевых, таким же
образом поступили сюда и другие экспонаты, реквизированные по пути героических
боев 5-й Красной Армии.
Коллекция музея разрасталась.
В 1928 году из Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда поступило
значительное собрание предметов изобразительного искусства. Наряду с
отечественными экспонатами здесь оказалось много произведений западноевропейских
и мастеров Востока (Китая и Японии). В тридцатые годы отдел Востока еще
пополнился богатым собранием уникальных предметов творчества, созданных
народными умельцами Китая и Японии, из коллекции бывшего музея Восточно-Сибирского
отдела Русского географического общества. А после Великой Отечественной войны
при музее образуется довольно интересный и насыщенный отдел живописи советского
времени, появились полотна виднейших мастеров кисти: М. Авилова и Ф. Богородского,
И. Грабаря и К. Юона, П. Бучкина и Т. Гапоненко, П. Кончаловского и К.
Петрова-Водки-на, А. Рылова и Г. Савицкого, В. Бялыннцкого-Бируля и B.
Бакшеева, П. Петровичева
и П. Покаржевского, C. Малютина и А. Куприна, В.
Мешкова и М. Нестерова, В. Рождественского и А. Моравова, П. Кузнецова и Г.
Горелова, А. Осмеркина и Н. Ромадина, М. Сарьяна и A. Дейнеки, В. Ефанова и П.
Котова, С. Герасимова и С. Чуйкова, Ф. Решетникова и Е. Кацмана, П. П.
Соколова-Скаля и Л. Туржанского, Кукрыниксов и А. Пластова, В. Стожарова и Б.
Неменского, В. Цыилакова и Г. Нисского, А. Шевченко и В. Яковлева и др.
Не меньший интерес
представляет и советская скульптура: Лениниана Н. Андреева, портретные образы
наших современников и исторических лиц, созданные М. Аникушиным, 3. Виленским,
М. Манизером, фигуры в изображении Е. Белашовой. 3. Баженовой, С. Богат-киной,
А. Ряховой, А. Матвеева, Н. Томского. Имеются творения знаменитого С.
Коненкова. Есть работы К). Чернова, О.
Комова, Г. Нерода, Д. Митлянского, B, Лишева, А. Кибальникова,
Л. Кербеля, выдающегося мастера скульптуры А. Голубкиной.
Музей хранит богатейшее
собрание произведений мастеров советской графики, в их числе — чудесные акварели,
изумительные рисунки и выразительные гравюры в многообразной технике
исполнения.
Большая работа осуществляется
по выявлению у населения произведений древнерусского искусства, организуются
экспедиции в глубинки Иркутской области. Работники музея принимали участие и в
археологических экспедициях, находили в раскопках и на скалах изображения людей
и животных, созданные первобытными художниками.
Много сил и энергии
потрачено на выявление коллекций, хранящихся в частных собраниях жителей
не только Иркутска, но Москвы. Ленинграда, других городов нашей страны, а
также некоторых зарубежных стран. Мы стали обладателями большого собрания древнерусской
иконописи XV XVIII веков, первоклассных произведений различных русских
живописных школ, предметов ювелирного искусства, полотен русских художников
XVIII — начала XX веков. Особо следует отметить дары московского инженера,
сейчас пенсионера Николая Кирилловича Величко, известных коллекционеров
Феликса Евгеньевича Вишневского, Юлия Владимировича Невзорова. Хотелось бы
вспомнить добрым словом искусствоведа из Ленинграда Петра Евгеньевича Корнилова,
обогатившего музеи живописными и графическими работами художников конца XIX —
начала XX веков. По получении щедрых даров коллекционеров музей стал
обладателем ценных работ В. Боровиковского, К. Брюллова. О. Кипренского, В.
Тропинина, П. Репина, А. Рылова, А. Саврасова, В. Сурикова, В. Серова, богатого
собрания скульптуры, предметов декоративного искусства, гравюрных листов
выдающихся мастеров, произведений западноевропейских художников. Щедрые и
бескорыстные дары музею стали основой нескольких выставок.
Сегодня в коллекции музея
небольшое число произведений живописи из собрания основателя, главным образом
это полотна видных русских живописцев второй половины XIX века. Добавились и
предшественники, представляющие иконопись, начиная с XV века, и художники
последующих времен, вплоть до наших дней, их не могло быть у Сукачева.
Многие экспонаты утратили свою
авторскую принадлежность и заинвентаризированы в музее как картины неизвестных
художников. Среди них — значительное число безымянных портретов купцов,
генералов, сановников и других деятелей. Коллекцию неизвестных авторов
пополнили дары коллекционеров. Bee это надо было тщательно научить:
установить авторство, определить личности, изображенные на портретах.
|