В 1950 году музею была
подарена картина «Увенчание Христа терниями». Она привлекла зрителей мастерством
живописи и глубокой выразительностью. Но автор был неизвестен. Впоследствии
оказалось, что это один из шедевров кисти известного голландского живописца
XVII века — Хендрика Тербрюггена. Это сенсационное открытие сделала научный
сотрудник Государственного Эрмитажа И. В. Линник.
Один из подарков Н. К. Величко
был зарегистрирован в книге под названием «Неизвестный художник. Портрет
вельможи». При работе над ним реставратор И. И. Рубцова на обороте, под старым
дубляжным холстом, обнаружила надпись: «Левитекш». Во время расчистки лицевой
стороны холста от старых наслоений грязи, лаковых покрытий и позднейших записей
живопись стала проявляться, у «вельможи» показались в в ушах серьги, а на голове
диадема. Оказалось, что работа действительно принадлежит кисти известного мастера
ХУЛИ века Д. Г. Левицкого и называется она «Портрет Екатерины второй в
красном». В дальнейшем определили и еще одно изображение, которое условно
называлось: «Неизвестный художник. Портрет мужчины в белом парике». Оказалось,
что картина принадлежит кисти художника Христинека и называется «Портрет
русского адмирала Семена Ивановича Мордвинова». На подаренных П. Величко произведениях
реставраторы обнаружили подписи таких художников, как В. Боровиковский. О.
Кипренский, Ф. Рокотов, В. Тронпннн. Но подлинность авторства нуждается еще в
уточнении, длительном и капитальном исследовании. Большую трудность
представляло обилие портретов неизвестных лиц. Кто эти безымянные люди прошлого?
Некоторых из них помог нам опознать москвич А. М. Горшман, который по
разработанной им методике, по костюмам, орденам и медалям определяет время
исполнения портретов. В отдельных случаях ему удалось установить н личности
изображенных.
Особо ценными являются для нас
портреты деятелей прошлого нашего края, полученные после Великой Отечественной
войны из Иркутского краеведческого музея. Для установления даты исполнения
портрета неизвестного художника, изобразившего сибирскою генерал-губернатора
И. В, Пестеля, мы отправили А. М. Горшману фотографию генерал-губернатора,
подробно описав цветовое решение костюма, орденов и медалей, цвета кантов,
воротника и пр. В ответном письме Александр Михайлович сообщил, что человек на
портрете одет в форму более позднего времени, примерно на 30—40 лет, да и
мундир и регалии у него по значимости гораздо ниже, чем
должны быть у генерал-губернатора, а значит, на портрете изображен не Пестель.
Для уточнения Горшман просил нас подробнее описать портрет, обратить особое
внимание на золоченые пуговицы мундира и тщательно рассмотреть изображения на
них. Оказалось, что на пуговицах мундира портретируемого имеется герб Иркутска
и под ним надпись: «Иркутска»>i. Сверяясь с документами
архива Москвы. Горшман установил, что на портрете изображен не Пестель, а
гражданский губернатор Иркутска А. В. Пятницкий, да и ордена и медали его,
согласно формулярному списку, упомянутому в личном деле. В запасных фондах
музея находится еще один небольшой портрет из местных собраний, не отличающийся
высокими художественными достоинствами. Он поступил в музей в 1921 году из Иркутского
подотдела искусств и заинвентаризирован в книге под названием «Портрет
генерала». При исследовании его форменной одежды, орденов и медалей оказалось,
что на портрете — изображение генерал-майора Андрея Потаповича Рева,
занимавшего в 80-е годы должность иркутского военного коменданта и начальника
военного госпиталя. Вернул нам это имя тот же А. М. Горшман. Жаль, конечно, что
мы далеко не всегда имеем возможность сравнить установленное изображение с
опубликованным в старой прессе, таких публикаций очень мало.
Мы выслали Горшману снимок и
цветное описание еще одного портрета конца XIX века. Судя по авторской подписи,
выполнен он художником В. Суховым. Личность изображенного неизвестна. В
инвентарной книге запись: «Портрет сенатора». От Горшмана пришло сообщение,
что на портрете изображен камергер императорского двора Петр Александрович
Сивере, имя это неоднократно встречается в Иркутской летописи и календарях-справочниках
по Иркутску. Службу в Иркутске Сивере начал еще при Муравьеве-Амурском, женат был на Е. И. Базановой — воспитаннице
девичьего института Восточной Сибири в Иркутске, жертвовал солидные суммы на
строительство этого института, иркутского городского театра, на школы и
больницы. Но мы продолжали сомневаться: Сивере ли на портрете? Просмотрели
письменные источники в архивах и библиотеках Иркутска, но описания внешности
нигде не нашли. К нашей радости, в фондах Иркутского краеведческого музея,
бывшего музея ВСОРГО, обнаружили фотографию стенда, находившегося когда-то в
фойе музея ВСОРГО. На снимке запечатлены почетные члены Восточно-Сибирского
отдела Русского географического общества. Среди портретов Н.
Муравьева-Амурского, Н. Ядрннцева, Г. Потанина, В. Сукачева было и фото, под которым четкими буквами
выведено: «II. А. Сиверс». Да, это был несомненно он. только лицо по сравнению
с нашим живописным изображением несколько более одутловатое, на нашем портрете
оп в форменной одежде камергера, а на фото музейного стенда —- в гражданском
костюме. Теперь мы воочию убедились в правильности атрибуции Горшманом
портретов.
В постоянной экспозиции сейчас
показывается лишь 5 процентов всего состава фонда музея, остальные находятся в
тесных запасниках. Но они не лежат мертвым капиталом. По отдельным темам из
фондохранилищ периодически комплектуются целенаправленные выставки. Огромным
успехом из них пользовались: «Передвижники в Иркутском художественном музее»
(демонстрировалось до четырехсот картин), «Древнерусское искусство». «Народное
искусство Индии». «Китайское искусство». «Русский портрет XVIII — начала XX
века». «Сибирское искусство» и еще множество выставок разных направлений,
различных школ и эпох.
Картины, принадлежавшие В. П.
Сукачеву, как бы растворились в общей массе разнородных экспонатов. Они
составляют сейчас немногим больше полпроцента от общего количества
произведений, хранящихся в Иркутском музее. И все же его роль в создании
картинной галереи в Сибири неоценима. Вряд ли городской голова Владимир
Платонович Сукачев, закладывая более ста лет тому назад основы своей картинной
галереи, мог даже мечтать о сегодняшнем размахе дела в сибирском крае, о
крупнейшем художественном музее страны в Иркутске. Мы, потомки, говорим
Сукачеву спасибо.
|