В П. СУКАЧЕВ И СИБИРСКОЕ ИСКУССТВО
В
галерее Сукачева было значительное собрание русской живописи в основном второй
половины XIX века, его современников, несколько полотен западноевроевропейских
художников и лишь отдельные произведения художников, связанные с Сибирью.
То, что мы смогли выявить и
собрать, дало возможность в филиале нашего музея, бывшем соборе Богоявления,
открыть выставку. Она организована на материалах экспонатов, собранных в
экспедициях, полученных музеем в дар и приобретенных у частных лиц. В
результате образовалось обширное собрание творчества не только местных, но и
заезжих в Сибирь художников, в какой-то степени повлиявших на развитие искусства
края.
Выставка «Изобразительное
искусство Сибири», демонстрирующаяся с 1986 года, вызвала значительный
интерес у зрителей. Привету наиболее емкие выдержки из вступительной статьи г
каталогу: «Коллекция сибирского искусства музея формировалась на протяжении
столетия. Первые произведения входили в собрание В. П. Сукачева, основателя
картинной галереи в городе Иркутске. В настоящее время она включает произведения
дореволюционного и советского периодов. Работы местных художников, приезжих
мастеров воспевают людей и природу Сибири прошлого и настоящего.
Корни изобразительного
искусства Сибири восходят к эпохе палеолита. Первый памятник палеолита в нашей
стране был открыт в Иркутске в 1871 году. В годы Советской власти древние
поселения эпохи палеолита открыты видными советскими учеными М. М. Герасимовым
и А. П. Окладниковым у деревень Мальта и Буреть Иркутской области. Четыре
небольшие скульптурные фигурки человека и летящей птицы из Бурети переданы А.
11. Окладниковым в дар музею.
Музей обладает уникальными
наскальными изображениями, относящимися к новокаменному веку (Каменные острова
на Ангаре). О них А. П. Окладников писал: «Десятки поколений людей сменялись у
этих скал и оставляли своим потомкам все новые рисунки. Рисунки эти... поражают
нас своим высоким чувством реальности, удивительно дерзки смелостью экспрессивного штриха». К ним можно присовокупить
скульптурную головку лося, каменные грузила в виде рыбок эпохи неолита. Они были
подарены музею старейшим археологом Сибири П. П. Хороших. Не менее ценными из
предметов первобытного искусства можно считать три схематичные культовые скульптурки
из бивня мамонта с изображением человека. Их отличают большие головы, удлиненные
туловища с короткими ногами и руками. Найдены они экспедицией Окладникова в
одном из погребений могильника Усть-Уда на Ангаре.
Коллекция музея широко
освещает искусство курыкан VI — X веков, живших в южной части Прибайкалья.
Скотоводы, охотники и земледельцы, курыкане сыграли значительную роль в
культурной жизни Сибири. В собрании музея — рисунки лошадей, оленей и других животных, высеченных на
каменных плитах (найдены А. П. Окладниковым у деревни Базой Усть-Ордынского
района Бурятского автономного округа), костяные пластинки с изображением оленя
(подарены ленинградкой Е. Ф. Седякиной).
Уникален фрагмент
керамического сосуда с изображением двух скачущих всадников, стремительный бег
которых контрастирует со статичным изображением головы «популярного в Средней
Азии божества — Гонат-шаха, пастуха царя. Фрагмент найден при раскопках
Курыканского городища на реке Унте неподалеку от Балаганска.
Во времена Сукачева принято
было коллекционировать произведения живописи или гравюры, как это делал его
предшественник иркутянин В. Н. Баснин. Что касается местного творчества, то
такое не собирали. Поэтому перед нами возникла необходимость — дополнить и расширить коллекцию Сукачева
предметами искусства, связанными непосредственно с сибирским краем. Привлекали
мы сюда произведения первобытного творчества, более позднее народное искусство
края, иконы и церковную деревянную скульптуру, созданные на сибирской земле в
XVII — XVIII веках.
В результате перед нами
вырисовалось многое, доселе неведомое. Развитие изобразительного искусства Сибири
начинается со времени возникновения городов. В XVII — XVIII веках в Иркутске
работали талантливые живописцы, серебренники,
резчики по дереву. Мастера ехали с севера Руси, с Украины, из Москвы, приволжских
городов. Землепроходцы и переселенцы везли сюда иконы, произведения
декоративно-прикладного искусства. Величие и мощь природы Сибири, энергия
людей, осваивавших этот суровый край, накладывали отпечаток на чуткие души
художников. Многие оставались здесь навсегда, учили своему искусству детей и
внуков.
В Сибири выросли
художественные силы. В Иркутске 70—80-е годы XVII века жил иконник Микита Варфоломеев,
записавшийся в иркутские посадские. В конце
XVII века воеводой Иркутска
служил бывший живописец Посольского приказа Оружейной палаты Леонтий
Кислянскнй. Известно, что епископ Иннокентий Кульчицкий, возглавляющий
Иркутскую епархию в 1727 — 1731 годы, занимался иконописанием. В первой
половине
XVIII века здесь работали
иконописцы Никон Красовский, Стефан Иванович Копылов, Иерофей Филимонов,
штатный иконописец при Иркутском архиерейском доме Гавриил Иванович Озерков. С
середины XVIII века в Иркутске возникают иконописный и серебряный цеха, цех
резного дерева, в которых работают по нескольку десятков мастеров, главным
образом потомственные иркутяне. В это время складываются уже целые династии
художников. Например, в иконописном цехе с 60-х годов XVIII века до 20-х годов
XIX века работали одиннадцать Родионовых из четырех поколений. Много замечательных
мастеров дал род Харинских».
|