«Искусство иркутских резчиков
по дереву также представлено в коллекции музея. Из архивных данных известно,
что в иркутских церквах деревянная скульптура встречается уже в начале XVIII
века, а во второй половине века существовал цех резчиков по дереву. До
недавнего времени представить творчество этих мастеров можно было лишь по
домовой резьбе XIX века. В 1979—1981 годах в подвалах иркутской
Крестовоздвиженской церкви было найдено
20 скульптур, большую часть которых можно датировать XVI11
столетием. В деревянной скульптуре наблюдались те же процессы, которые
характерны для иконописи. Здесь работали мастера, приехавшие с русского Севера
— в их традициях выполнены скульптуры «Богоматерь» п «Иоанн Богослов», с
Украины их творческая манера прослеживается в скульптуре «Богоматерь» и «Иоанн
Богослов». В некоторых произведениях появляется сибирская самобытность:
«Распятие», «Христос» с монголоидным лицом; «Иоанн Богослов» — образ святого
напоминает каменного идола».
Сибирские иконописцы создавали
также парсуны царей и епископов. Из сибирских парсун XVII — XVIII веков в музее
хранятся портреты русских царей и несколько изображений Ермака Тимофеевича.
Портреты Ермака выполнены, вероятно, по одному привычному образцу. Имеются лишь
некоторые различия в трактовке лица и одежды. Мы знаем, что во второй половине
XV111 и начале XIX века в Сибири в губернских и воеводских канцеляриях, в
домах чиновников и купцов наряду с портретами царствующих особ считалось модным
иметь портреты Ермака и губернаторов.
Во второй половине XVIII века
в Сибири стали появляться портреты, сочетавшие условные формы парсуны с
реалистической передачей модели. В них наблюдаются поиски воплощения глубины и
жизненной достоверности образа, одухотворенности индивидуальных черт
портретируемого. Таков портрет епископа Иннокентия.
В начале XIX века работы
иркутских портретистов отличались высоким профессиональным уровнем. Примером
служит «Портрет Иркутского епископа Вениамина» талантливого художника Михаила
Васильева, выполненный в 1807 году.
В XVIII —XIX веках сибирских
художников интересовали не только природа Сибири и быт ее народов, но и
история края. Тобольский летописец, архитектор, художник. картограф Семен
Ремезов иллюстрировал «Чертежную книгу Сибири». Во втором томе изображены
батальные сцены, бытовые картины, даны типы аборигенов Сибири. Это одна из
первых попыток показать в картонках-иллюстрациях с пояснительными текстами
поход Ермака в Сибирь. В библиотеке музея имеется издание XIX века, в котором
воспроизведены эти рисунки Ремезова.
Сотрудникам иркутского музея
удалось расширить коллекцию Сукачева работами, связанными с Сибирью, и
профессиональных художников XVIII XX веков, по собранию экспонатов музея мы
прослеживаем развитие интереса к изображению Сибири.
Потребность в широком показе
самобытной природы края и бурное развитие городов обусловили необходимость в
состав научных экспедиций включать и художников. В 1733—1743 годах работала
экспедиция по изучению Сибири во главе с выдающимся ученым Г. Миллером. Ее
членами были художники II. Беркхан и И. Люрсенпус. Они зарисовывали ландшафты,
панорамы крупных городов, копировали наскальные рисунки древних. В музее из этой
серии имеются гравюры — виды Енисейска, Илнмска, Красноярска, Тобольска, Иркутска,
Якутска. По манере исполнения рисунки близки
к картографическим планам того
времени.
В состав экспедиции 1785 —
1794 годов Г. А. Сарычева и И. И. Биллингса входил воспитанник Академии
художеств Л. А. Воронин. В его рисунках — бытовые сцены, типы народностей, виды
природы. С них выполнены гравюры братьями И. и К. Ческими, А. Ухтомским, Н.
Уткиным и другими. Несколько гравюр выполнены по материалам экспедиции Н. Ф.
Крузенштерна 1803 1806 годов. Во время кругосветного путешествия экспедиция
побывала на Сахалине, на побережье Камчатки и Курильских островах. В числе
участников похода был художник С.С. Курляндцев.
К экспедиции графа Ю.
Головкина в Китай в 1801 году
были прикомандированы три художника: А. Мартынов, Т. Васильев и И.
Александров. В 1819 году Мартыновым издано «Живописное путешествие от Москвы
до китайской границы», созданы живописные полотна и акварели сибирского края. К
сожалению, в нашем музее только один его офорт «Иркутск».
В музее хранится несколько
портретов кисти художника-декабриста И. А. Бестужева изображения местных
купцов и чиновников.
Значительный след в культуре
Сибнии оставил Леопольд Немнровский, сосланный сюда за участие в польском
восстании. По разрешению генерал-губернатора В. Я. Руперта в составе
ревизионной комиссии Восточной Сибири художник посетил северную часть края и
Камчатку. Рисунки его были опубликованы членом этой комиссии И. Д. Булычевым в
альбоме «Путешествие но Восточной Сибири и Камчатке» (СПб. 1856). Но в
роскошном по тому времени издании имя «государственного преступника»
Немировского не упоминалось. Часть литографий из этого альбома,
воспроизведенных с его рисунков, хранится в музее. Булычев, вероятно, задумывал
выпустить в свет более обширный альбом, куда предполагал включить не только
виды населенных пунктов сурового края, типы народностей, бытовую обстановку и
жизненный уклад аборигенов, но хотел показать также животный и растительный
мир. Для этой цели по заказу издателя художник-декабрист П. И. Борисов выполнил
около трехсот акварелей (281), изображающих птиц, разнообразные цветы и травы
Сибири. По какой-то причине работы декабриста в альбом не вошли, и сейчас замечательные
акварели, имеющие не только научную, но и художественную ценность, хранятся в
Научной библиотеке Московского университета.
|