О творчестве П. И. Борисова
как художника только в наши дни издана книга «Акварели декабриста Петра Ивановича
Борисова». Ее авторы К. С. Куйбышева и Н П. Сафонова выявили около пятисот акварелей этого художника, хранящихся
во многих музеях, библиотеках, архивах и частных собраниях страны.
Некоторое время в Сибири жили
воспитанники Петербургской Академии художеств К. Корсалнн и К. Рейхель. После
участия в составе духовной миссии в Пекине Корсалин три года работал в
Иркутске, писал портреты членов правительственной ревизии, генерал-губернатора
и купцов. К. Рейхель прибыл в Иркутск с женой, падчерицей декабриста
Юшневского, и пробыл в Иркутске и Забайкалье более десяти лет. В иркутском
музее хранятсн один портрет работы Корсалина и три произведения кисти К.
Рейхеля.
В середине XIX века в
экспедиции П. А. Чихачева по Алтаю работал Е. Е. Мейер. В Париже в 1845 году
изданы труды Чихачева, где воспроизведены и работы художника. Позднее Мейер
состоял при Сибирском отделе Русского географического общества в Иркутске,
путешествовал по Амуру, работал в Иркутском губернском управлении. По всей
вероятности, по материалам зарисовок и этюдов Мейера и частично ученого Р.
Маака был напечатан в литографиях «Альбом рисунков к путешествию по Амуру».
Музей хранит живописное полотно Мейера «Иркутск», завершенное после его смерти
художником В. М. Рязановым в 1867 году.
Демократическое движение 60-х
годов XIX века оказало решающее
влияние на развитие изобразительного искусства страны. Среди студентов Академии,
протестовавших в 1863 году против рутины академического обучения, был
талантливый художник-иркутянин Михаил Песков. В ранние годы Песков писал
портреты земляков. В музее сейчас хранятся семь работ художника, в том числе и
портрет П. П. Сукачева с сыном Владимиром.
Художник-сатирик Михаил
Знаменский, уроженец Кунгура, был сотрудником сатирического журнала демократического
направления «Искра», а после его закрытия в 1873 году публиковал свою сатиру в
журналах «Маляр». «Будильник». «Всемирная иллюстрация». Карикатуры
Знаменского с четкими выразительными подписями имели обличительный характер.
Музей является обладателем одиннадцати сатирических рисунков «похождений»
ученого мужа (И. С. Полякова), предпринявшего разгульное путешествие по Оби и
Иртышу, и десяти этнографических рисунков по Тобольской губернии.
К числу художников, связанных
с Сибирью, можно причислить и М. И. Зязина, который после окончания Академии
художеств жил сперва в Енисейске, затем в течение девятнадцати лет в Иркутске,
где и скончался. Кроме портретов он занимался графикой и иконописью, расписывал
церкви. В коллекции музея хранится одна его работа «Фигура Ермака»
(литография).
Значительное число картин и
рисунков, посвященных сибирскому краю, оставили ссыльные польские художники
Юзеф Беркман и Станислав Вронский. В музее хранятся три живописных полотна
Беркмана, четыре пейзажа маслом кисти Вронского и до десятка его рисунков.
Почти год прожил в Иркутске
пейзажист Н.Ф.Добровольский. Им созданы пейзажи Иркутска, виды Байкала и
верховьев Иркута. Два пейзажа художника оказались в коллекции В. П. Сукачева и
перешли в музей.
Музей является обладателем двух портретов кисти Н.
И. Верхотурова, один ив них изображает редактора газеты «Восточное обозрение»
И. И. Попова. Уроженец Забайкалья. Верхотуров в 1900 году организовал в Иркутске
художественную школу. Она просуществовала недолго, но некоторые воспитанники ее
стали впоследствии известными сибирскими художниками. Среди них пейзажист И.
В. Лодейщиков.
Большой известностью в Сибири
пользовались художники томич В. Д. Вучичевич-Сибнрский и алтаец Г. И. Гуркин.
Они участвовали в общесибирских выставках в Петербурге и многих городах
Сибири, в том числе и в Иркутске. Их работы в значительном числе представлены в
музее.
В Сибири и Центральной России
вызвали интерес работы уроженца Забайкалья скульптора И. И. Жукова. Его
произведения, хранящиеся в музее,— «Двуликий», «Пессимист», «Скорбь» и другие —
выражают тонкие, психологически заостренные образы.
Значительна в музее коллекция
сибирского искусства советского периода. Первым их собирателем был художник
К. И. Померанцев. Он участвовал в национализации сукачевской галереи и с 1920
по 1926 год был ее главным хранителем. Его первым помощником в комплектовании
галереи стал талантливый художник Н. А. Андреев.
Померанцев был председателем
Иркутского общества художников, и все мероприятия, связанные с его деятельностью
в советские годы, осуществлялись в стенах картинной галереи. В 1922 году в ее
залах была устроена большая выставка Иркутского общества. Галерея тогда
размещалась в помещении бывшего магазина Мерецкого, а в 1923 году переместилась
на улицу Халтурина. Позднее, с 1926 по 1931 год, хранителем галереи был
популярный в Иркутске живописец, мастер офорта, литографии и линогравюры Б. И.
Лебединский. В период его деятельности галерея значительно обогатилась работами
художников-сибиряков. С созданием в 1933 году единого Союза советских
художников она стала базой для работы творческой организации. В 1933 году в ее
залах состоялась большая 1-я выставка произведений художников Восточной Сибири.
а в 1936 году при галерее была организована студия, которая продолжала существовать
до 1941 года, до начала Великой Отечественной войны. В том же 1936 году галерея
переименовывается в Художественный музей. С 1936 года Иркутский союз художников
работает в тесном контакте с музеем. Министерство культуры РСФСР передает сюда
работы художников других краев, областей и автономных национальных республик
Сибири, Творчество Б. И. Лебединского неразрывно связано с сибирским краем. Он
создатель многочисленных серий, посвященных Иркутску и Байкалу. Первозданна и
величественна природа в его монументальном полотне «Багульник в Саянах»,
созданном еще в первые годы Советской власти (1922).
|