С первых лет становления Советов и даже ранее, в дореволюционные годы, иркутскому зрителю были известны работы Померанцева и Лоденщикова. В первые дин Советской власти К. И. Померанцевым созданы полотна «Иркутский Кремль» (1922) и «Легенда о Байкале» (1924), раскрывающие эпические образы былого нашего края.
Н. В. Лодейщиков, испытавший сильное влияние русской реалистической школы живописи, сумел сохранить непосредственность и мудрость народного мастера. Взгляд на природу как поле деятельности человека ярко отражен в его сельских и городских пейзажах. Эпическое видение мира сочетается здесь с лирическим чувством.
С образами сдержанных, волевых людей Севера, суровыми красотами Якутии знакомят полотна И. А. Андреева. Острая наблюдательность и высокое мастерство выполнения отличают его картины «Пуговичник», «Собаки Севера». Н. А. Андреев стал жертвой репрессии в 1937 году, спустя более тридцати лет после гибели художника несколько лучших его произведений были подарены музею его вдовой Ольгой Андреевной.
Н. В. Шабалин прибыл в Иркутск в марте 1920 года с частями Красной Армии, освобождающей Сибирь от белогвардейцев и интервентов. Обучаясь в красноармейской художественной студии Иркутска, он как художник многое получил, посещая только что национализированную картинную галерею Сукачева, к этому времени ставшую уже государственной. Шабалин создал много произведений периода гражданской войны, он — автор значительного числа портретов и пейзажей, в тридцатые годы его привлекали люди новой Сибири.
Этапным для развития сибирского искусства стало творчество талантливого и самобытного иркутского живописца А. П. Жибинова. «Стремление выразить новое время, его сложность и противоречивость в законченной отточенной форме свойственно портретам, натюрмортам, пейзажам художника. Так, в своих картинах довоенного времени — «Красная Армия» (1931), «Музыка» (1933), «Прогулка» (1934) и полотнах послевоенного периода — «Красноармейский дозор в Норвежском фиорде» (1945) и «Офицер, сдерживающий коня» (1946) романтический порыв передан динамикой композиции, пламенным колоритом».
Иркутский музей обладает большим собранием работ Жибинова — вдова его передала сюда более двухсот картин разных периодов творчества живописца, это ценнейшие для нас экспонаты.
Пожалуй, чаще других художников устраивал в стенах музея свои персональные выставки В. П. Томиловский. Первая его выставка была организована весной 1941 года к 40-летию со дня рождения художника. С тех пор выставки повторялись каждые десять лет. Мы по праву считаем В. П. Томиловского другом-общественником нашего музея. Он активно участвовал в организации выставки частных собраний граждан Иркутска в 1949 году, помогал в сборе у населения произведений художников старой Сибири к выставке «Сибирь в произведениях изобразительного искусства» (1949 -1958). В коллекции музея хранятся его плакаты агитокон ТАСС, созданные в годы войны, и живописные работы почти всех этапов его творчества. Особенно привлекают зрителя байкальские пейзажи художника.
Тема Сибири неразрывно связана с темой труда в творчестве народного художника РСФСР В. С. Рогаля. Такие картины, как «Рассвет над Ангарой», «Ангарские дали», «В глубь тайги», вошли в золотой фонд сибирской живописи.
Близок к Рогалю по тематике заслуженный художник РСФСР И. Е. Юшков. Его привлекали горная Сибирь и Байкал. В пейзажах живописец стремится уйти от внешних эффектов, выявляя устойчивую характерность пластического образа природы. Музей обладает значительным собранием работ художника, особо выделяется среди них пейзаж «В горах Аршана».
Позднее, в пятидесятые годы, в Иркутске стали работать выпускники местного художественного училища — А. И. Зудинов, Е. С. Симонов, В. В. Тетенькин, А. Ф. Рубцов, А. Г. Костовский и другие, а также приехавшие в Иркутск выпускники художественных вузов А. И. Алексеев, А. И. Вычугжанин, Г. В. Богданов. И. И. Несынов. Новое поколение художников принесло в искусство свой мир образов. Их работы по праву нашли место в собрании музея.
Воспитанник Харьковского института А. И. Алексеев, работая в Иркутске, стал народным художником РСФСР и недавно избран академиком Академии художеств СССР. Отличительная черта его произведений — гражданственность. Им создана серия полотен, посвященных теме войны и мира, портреты строителей Сибири, тематические полотна о новостройках нашего края.
На республиканских и Всесоюзных художественных выставках 60—70-х годов привлекали внимание живописностью психологические портреты наших современников, созданные А. И. Вычугжаниным. В богатой коллекции его работ наиболее значительны «Портрет скульптора О. Ряшенцева» (1966)», «Портрет историка Г.А. Вендриха» (1966). «Портрет чекистки Е. Н. Бошариной-Соболевской» (1977) и последняя незаконченная работа «Портрет художника Б. Т. Бычкова». К сожалению, талантливый живописец преждевременно ушел из жизни.
Однокашник Вычугжанина по Харьковскому художественному институту Г. В. Богданов обогатил коллекцию музея, кроме портретов и картин, живописными композициями «Хирурги Сибири» и «Астрофизики Сибири».
Выразительны «Портрет художника Г. Г. Леви» кисти А. Г. Костовского, «Портрет революционера П. Тархова» и «Портрет реставратора живописи И. И. Рубцовой», созданные А. Ф. Рубцовым. Интересны портреты местных деятелей искусства, выполненные заслуженным художником РСФСР Г. Е. Новиковой. Монументальны полотна В. Кузьмина «Ликбез» и «Комбед», повествующие о трудном становлении Советской власти в Сибири. Выразительны работы Н. Е. Житкова «Портрет писателя Г. Ф. Кунгурова» и В. Г. Смагина «Стригали».
|