Музею подарены произведения
сибирских художников Красноярска и Омска, Томска и Новосибирска, Барнаула и
Кемерова, Улан-Удэ и Якутска и других городов. Значительно собрание сибирского
эстампа советского времени, насчитывающее до пятисот произведений, выполненных
в различных техниках гравюры.
В коллекции музея собраны
творения сибирских художников всех поколений. Сибирь, увиденная глазами
художников, многолика: горный Алтай кемеровца А. Ананьина и Бурятия А.
Сахаровской, Е. Неволиной, А. Окладникова, енисейский север красноярца В. Мешкова
и Байкал Б. Лебединского и А. Мадиссон. Декабристам, их судьбам в Сибири
посвящены работы Н. Домашенко и А. Муравьева. С гражданской войной в Сибири и
трудными послевоенными годами знакомят гравюры Ю. Круглова и Г. Курочкиной-Домашенко.
В «песенном» ключе исполнены эпические гравюры «Красные богатыри». «Сергей
Лазо», «Чоновцы» Ю. Круглова. Книжная графика Сибири представлена иллюстрациями
В. Туманова к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», Г. Леви к роману В. И.
Зазубрина «Два мира» и книге Е. И. Шастиной «Сказки ленских берегов».
Иркутский художественный музей
стремится собрать у себя коллекцию сибирского искусства всех времен и
народов. Уже сегодня, в наши дни, ни один из музеев Советской страны пока не обладает
такой богатой и разнообразной коллекцией художественного творчества
сибиряков.
В соборе Богоявления
демонстрируется постоянно действующая экспозиция сибирского искусства, освещающая
исторический путь развития его, начиная с первых дней освоения Сибири русскими
в XVII веке до 1917 года. Что касается изобразительного искусства советского
периода, то оно показывалось в выставочном зале музея.
Выставка сибирского искусства
XVII — начала XX веков продолжает действовать и сейчас, представляя в большом
объеме произведения древнерусской сибирской иконописи и церковную деревянную
скульптуру. Летом 1988 года дополнением к ней послужила экспозиция сибирского
портрета XVIII — начала XX вв., где собраны были работы из некоторых музеев
Сибири. Здесь мы видим изображения, связанные с нашим краем. Среди лиц
духовного звания представлены портреты иркутских епископов Иннокентия,
Сафрония, Вениамина, генерал-губернаторов, купцов, чиновников, представителей
интеллигенции. Экспозиция послужил фоном к торжествам, посвященным 1000-летию
крещения Руси. О торжественном дне, проходившем в филиале художественного музея
— соборе Богоявления, местная газета «Советская молодежь» писала: «В начале
июня в Иркутском художественном музее был праздник. Назывался он «Содружество
муз» и был посвящен искусству Древней Руси...
...Древнерусское искусство —
архитектура, скульптура, живопись, музыка — были представлены достаточно
полно, а оттого, что вечер проходил в соборе Богоявления,— как-то изысканно
просто. Белые своды и стены, иконы, откуда-то из-за колонн — негромкая музыка,
луч, высвечивающий слайды или иконы.
Храм — Вселенная. Человек
Космос. «Богоматерь Владимирская» всепросветляющая гармония...
...Вечера в Художественном
музее как раз призваны если не разрушить, то хотя бы поколебать нашу самоуверенность,
нашу самоуспокоенность, нашу самовлюбленность. Обратить нас к другим таким же,
поразиться глубине их переживания или страдания, взволнованность от их
близости или дальности. И потом подумать. Каждому —- о своем. И продвинуться в
своем знании, понимании, вере».
На вечере выступили
архиепископ Читинский и Иркутский Хризостом, писатель В. Г. Распутин. Закончился
вечер большим концертом старинной духовной музыки, которую исполнил соборный
хор иркутской Знаменской церкви, камерный хор музыкального общества и сводный
хор Иркутского госуниверситета и академического центра.
Говоря о знаменательном
событии, совершившемся в стенах филиала художественного музея — соборе Богоявления,
мы еще и еще раз добрым словом вспоминаем В. П. Сукачева, человека, заложившего
основы Иркутского областного художественного музея.
Благотворное воздействие
картинная галерея В. Н. Сукачева оказала на многие поколения художников. Еще
на рубеже XIX —XX веков ее систематически посещали учащиеся рисовальной школы
Н. И. Верхотурова и М. А. Рутченко. В личных беседах с автором этой книги
неоднократно и с благодарностью вспоминал об этом бывший ученик школы, известный
живописец Сибири Н. В. Лодейщиков. Галерею помнили воспитанники школы А. Ф.
Лытнева — художник-искусствовед А. Н. Турунов. бывший организатор Иркутского
общества художников и первый хранитель галереи периода становления ее в годы
Советской власти К. И. Померанцев. Эта школа просуществовала с 1905 по 1914
год, и ее руководитель, художник-педагог Лытнев, считал долгом непременно
знакомить своих питомцев с картинной галереей Сукачева. Руководитель
художественного отделения нынешнего училища искусств в Иркутске И. Л. Копылов,
создавший в 1910 году студию-мастерскую, также приводил в галерею студийцев —
в дореволюционное время и в годы Советской власти. И последующие поколения
учащихся студии, уже преобразованной в художественное училище, продолжали
изучать здесь творчество классиков русской живописи, осваивая их мастерство и
приемы живописной техники.
|