Шелонник — единственный
ветер, развивающий волнение у западного побережья, особенно на участке от Маритуя
до Ольхонских ворот.
Для Байкала характерно
образование сложного волнения, так называемой толчеи, возникающей при столкновении
двух противоположных по направлению волнений. При сильных бризах, дующих
навстречу ветрам, толчея может образовываться на открытой воде, обычное ее
проявление на выходе из Чивыркуйского залива — при култуке, из Баргузинского —
при верховике.
Течения на Байкале хотя
и разнообразны, но слабы. Действие их проявляется в основном в дрейфе судов во
время стоянки и сносе установленных рыболовных сетей. В их образовании
принимают участие многочисленные явления и факторы: вращение планеты, действие
сильных ветров, колебания атмосферного давления, в значительной степени речной
сток и отток (например, течения напротив устьев больших рек прослеживаются на
расстоянии нескольких километров, Ангара в истоке вовлекает большие массы
воды), рельеф дна и очертания берегов, различия в плотности воды и пр. Течения
приводят в движение верхний слой воды высотой 15—20 м, с глубиной их скорость
резко уменьшается, роль их велика в водообмене отдельных частей озера.
Новейшие наблюдения
выделяют так называемые стационарные большие кольцевые течения в южной, средней
и северной частях, направленные против движения часовой стрелки. Захватывая
полосу шириной около 20 км,
циркуляционные течения имеют следующие скорости: на поверхности (до глубины
Юм) 96—142 см/с, 50 м
— 56 см/с, 250 м—30 см/с, 675 м—12см/с, 1000 м— 8 см/с,: 1200 м—6 см/с.
Существуют и временные,
местные циркуляционные токи воды. Например, в Лиственичном заливе вблизи истока
Ангары наблюдается течение по часовой стрелке, в Ольхонских воротах — течение
из Малого моря. Между Солзаном и Хара-Мурином от основного течения отделяется
ветвь, пересекающая озеро, близ дельты Селенги отмечено местное вихревое
течение антициклонического типа.
Лед в зимнее время
уменьшает скорость течений.
Полный ледовый режим
Байкала является неотъемлемой и характерной чертой его акватории, и в -этом
смысле он является исключением среди крупнейших озер мира. К примеру, даже
Ладожское озеро, лежащее значительно севернее, замерзает полностью лишь в суровые
зимы.
Окончательное замерзание
происходит в результате длительных, более чем двухмесячных процессов ледовых
образований. В октябре с первыми морозами на береговых скалах прибой начинает
оставлять наплески, затем появляются круто спускающиеся к воде береговые
сокуи, толщина которых на юго-восточных берегах нередко доходит до 6м.
С сокуев, основным
материалом для которых служит выбрасываемый на поверхность волнами рыхлый
внутриводный лед (его скопления называют салом), и узких полос прибрежного
льда — за. берегов — и начинается завоевание льдом всей акватории, вначале на
севере в октябре, а затем и на юге — в ноябре. Обычно в эти два месяца уже полностью
замерзает большинство соров и небольших заливов, сплошное замерзание
прибрежной части продвигается с севера на юг с середины декабря до начала
января, однако усиливающиеся ветры не дают спокойно замерзнуть воде.
Взламывая широкие
забереги на обломки различной величины — осенца, они переносят их в разных
направлениях, чему немало способствуют и течения. Активное льдообразование
начинается в декабре с усилением морозов, количество обломочного материала
непрерывно растет, он постоянно смерзается в ледовые поля, в морозные
безветренные погоды быстро образуется молодой ровный и прозрачный лед, который
систематически взламывается ветром и волнами и образует вместе со старым льдом
по всему озеру нагромождения льдин — торосы.
После полного замерзания
лед похож на лоскутное одеяло из заплаток гладкого льда толщиной 5—25 см, пространство
между которыми заполнено крошеным льдом, утолщенным подсовами до 40—65 см, и
колобовника, состоящего из округлых льдин размером с тарелку. Механизм
образования колобовника прост: на округлые льдины, образующиеся в результате
ударов одной льдины о другую при волнении, замерзающая вода выжимает наверх
ледяное крошево, которое формирует бортики тарелок. Колобовник издали внешне безобиден,
но приносит немало неудобств пешеходам, лыжникам и конькобежцам.
|