Они обычно сравнительно
невысоки, достигают полутора метров, но иногда—10—12 м. Нередко всторошенные
льды встречаются и за пределами трещин в виде трудно преодолимых полей и
широких полос площадью в несколько десятков квадратных километров. Как правило,
они образуются в прибрежной полосе.
Невысокие торосы — до
10—20 см, так называемый «битняк», могут появляться повсеместно, но,
преимущественно, за пределами прибрежья, на мелководье, при «стоячих» волнах.
Больше всего торосов наблюдается в средней части Байкала в пределах полосы,
составленной островом Ольхон, Ушканьими островами и полуостровом Святой Нос.
Это объясняется
значительной шириной озера и сложной конфигурацией берега в указанном районе.
Стабильна становая щель и поля торошения недалеко от берега от Большого Голоустного
до Большой Кадильной.
Издавна в переправах и
санных дорогах по озеру использовалось важное качество льда — его значительная
грузоподъемность, особенно первого, молодого льда, еще не разбитого трещинами.
Уже при толщине в 5 см
он выдерживает вес человека, при движении на коньках эта толщина может быть
меньше, лед при этом прогибается, но не проламывается.
Естественно,
передвигаться, по такому льду пешком, на коньках и лыжах категорически нельзя.
Необходим лед большей толщины. Сразу после ледостава, который обычно проходит
при морозах, на третий-четвертый день при толщине льда 15 — 20 см начинаются перевозки
грузов на санях, на восьмой-девятый день — автотранспортом. Оптимальной для
перевозки грузов можно считать толщину льда в 35 см.
При этом лед толщиной в 50 см выдерживает сосредоточенный
вес в 15 т. Однако, если есть сухие трещины, вес должен быть снижен на 20
процентов, при мокрых — на 50 процентов. В качестве примера возможностей
байкальского льда можно привести устройство в 1904 г. железнодорожной
переправы между станцией Байкал и Танхой, когда конной тягой по железнодорожному
пути, проложенному прямо по льду, доставлялись вагоны и паровозы в расцепленном
виде.
Перед вскрытием озера
переправы заканчиваются за 2—3 недели, несмотря на значительную — 50—60 см —
толщину льда в это время; как говорят в народе, «солнце съедает лед»,
происходит так называемое его разыгливание, распадение на отдельные призмы —
кристаллы, длинные и очень тонкие, пространство между ними насыщается водой.
При погружении такой лед деформируется на большую глубину вследствие потери
сцепления между кристаллами. Потом он погружается в воду, распадается на
берегу и мелководье на скопления длинных игл.
Взломы — досрочное
вскрытие льда — явление для Байкала нередкое. Случаются они после ледостава, пока
лед не набрал еще крепости и монолитности, под действием штормовых ветров.
Возникающие при этом колебания ледовой поверхности могут иметь настолько
большую силу, что взламывают лед толщиной даже более 30 см.
В 1908 г. через два дня после
открытия конной переправы на трассе Бугульдейка — Харауз у западного берега
лед взломало, в течение 5 суток на льдинах носило 22 человека с подводами.
Через три дня озеро замерзло снова и переправа наладилась до весны. Аналогичный
случай был зафиксирован в 1932
г. у пос. Лиственичное, когда после начала переправы был
взломан лед толщиной до 15 см.
Надвиги (результат
выжимания льда на берег) образуются вследствие возникновения температурных
усилий в ледовом диске (особенно в весеннее время) и воздействия ветровых
нагрузок на него. Надвиги — хаотические и бесформенные нагромождения в виде
валов из льдин у береговых препятствий (мысы, утесы, инженерные сооружения и
пр.).
После замерзания надвиги
имеют меньшие размеры и обладают меньшей разрушительной силой из-за незначительной
толщины льда, зато весной лед может наползти на берег на расстояние до 30 м. При этом высота вала
может достигнуть 30 м
(южный Байкал, 1962 г.).
В Лиственичном, на судоверфи, весной 1960 г. на берег со стоянки был перемещен ледокол
«Ангара», разрушены причалы в поселке и в порту Байкал.
В 1933 г. надвиги разрушили
верхнее строение пути, перевалив через земляное полотно около станции Танхой,
сбросили с рельсов железнодорожный грузовой состав вместе с паровозом. Надвиги
льда, эти мощные стихийные проявления природных сил, необходимо учитывать при
проектировании и строительстве инженерных сооружений и других объектов.
|