Километров за 7—9 до
конечного пункта расположена одна из красивейших поперечных долин острова, в
которой протекает ручей Тышкинэ. Правым склоном ее из Хужира проложена
грунтовая автодорога, в основном доступная для грузовых автомобилей высокой
проходимости. По долине — густая и разнообразная древесно травянистая
растительность; недалеко от Байкала, в устье боковой долины, большая поляка,
нежилой дом. Когда-то здесь был небольшой поселок, на запруде работала
мельница, разводили скот, в округе косили сено. Сейчас ручей едва различим в
русле и теряется в нескольких метрах от озера г, береговой гальке. В устье Тышкинэ
всегда стоят палатки отдыхающих, когда-то здесь была геологическая база,
сегодня долина громко известна археологическими раскопками многослойных
поселений. Как и многие другие на острове, они открыты Н. М. Ревякиным и
отличаются большим диапазоном по времени — от железного века до раннего
неолита. Кроме того, чередование слоев дает возможность установить конкретные
процессы, например, последовательность изготовления орудий труда и керамики.
Сплошная
четырехкилометровая полоса прижимов почти пополам делится третьей (считая с
севера, первая— Узур, вторая — Тышкинэ) глубокой, очень зеленой долиной Идибэ.
По долине, так же, как и в двух предыдущих, проложена грунтовая автодорога,
отворот от основной, ведущей от паромной переправы к Хужиру. Как и в Тышкинэ,
небольшой ручей теряется в береговой гальке, устье удобно для стоянок, но, как
и в Узуре, за устьем Идибэ, к югу, прижимы не преодолимы ни лазанием, ни
бродом. Возможные варианты входа — пересечь хребет и выйти на автодорогу к
западному берегу или обойти по хребту этот участок, чтобы через несколько
километров спуститься на берег; возможна и переправа на лодке, если повезет (в
устье нет жителей, как и в Тышкинэ). Есть еще один вариант — траверс прижима
по полке на высоте 40—60 м, затем спуск с применением веревок на береговую
кромку. Известен случай преодоления прижима связкой из двух человек с
применением для страховки крючьев и веревок на небольшой высоте над водой
(расстояние 150 м].
Участок Идибэ — бухта
Халзаныз некоторой мере повторяет пейзажи предыдущего дня. Из-за небольшой вогнутости
берега путь просматривается на большом протяжении, становится видно постепенное
снижение высоты основного хребта при все еще большой крутизне его восточных
склонов, на которых по-прежнему выделяются скальные боковые гребни, стены и
прижимы у уреза воды. Заметно уменьшение как древесной, так и травянистой
растительности, изменение ее состава. Береговая полоса по-прежнему узка и
сложена в основном вначале крупной светлой галькой, крупноразмерными плитами,
а затем и глыбовым материалом. Преодолевать его можно только лазанием, что
значительно снижает скорость продвижения. Увеличивается количество змей с преобладанием
гадюк и огневок.