Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 27.12.2024, 01:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Здравствуй, Байкал! ч.1


Острова озера Байкал - 6
До нашего времени дошли предметы культа, леген­ды и ритуальные шаманские обряды, в которых главное место занимает образ хозяина острова — орла. Вот ва­риант легенды о происхождении хозяина Ольхона, орла, о противоборстве двух основных религий — шаманской м буддийской. Эту легенду сообщил П. П. Баторов: «Когда люди черноголового племени (поклонники черных, злых шаманов) размножились на земле, то они начали жить между собой враждебно, грабили и убивали друг друга, так что, кто был сильнее, тот и был прав благода­ря своей силе. Такой беспорядок на земле стал недопус­тимым, ввиду чего откторгойские белые бурханы (не­бесные божества) приказали Ханхирама-тэнгери (очевидно, божество), чтобы он послал на землю своих трех сыновей с целью водворить там среди наро­да закон и порядок, а в дальнейшем всем троим небес­ным сыновьям, находясь на земле, следить постоянно за установленным ими законом. Таким образом, упомя­нутые три брата на земле являются: первый из них блюститель буддийской религии — Далай-лама, второй стал во главе шаманской религии,— зовут его Хан-гута Бабай, а третий брат сделался царем тьмы и судьей грешных душ умерших людей.
Относительно среднего брата, Хан-гута Бабая, суще­ствует такая легенда. Хан-гута Бабай, сделавшись царем всех шаманов, избрал постоянным местопребыванием остров Ойхан (Ольхон) и царствовал над всеми людьми, исповедующими шаманскую религию.
Однажды до него дошли слухи, что далеко на юге явился какой-то проповедник новой веры и склоняет лю­дей в свою веру. Услыхав такую новость, Хан-гута Бабай послал на юг своего сына проверить слух на месте. Так как та южная страна находилась очень далеко, то по­сланник, сын Хан-гута Бабая, для ускорения своей мис­сии, превратившись в орла, полетел туда и убедился на месте в том, что действительно там шаманисты быстро, сотнями и тысячами, переходят в новую буддийскую ре­лигию. Полетел он обратно домой, но дорогой проголо­дался и, на грех, видит, что жирная кобыла издохла и лежит среди степи. Он, чтобы утолить свой голод, спус­тившись на падаль, наелся досыта и, прилетевши на Оль­хон, к отцу, не смог снова превратиться из птицы в чело­века, ибо он осквернился, наевшись мяса пропавшей кобылы, и так остался навсегда птицей орлом. Впоследст­вии он произвел себе подобных, то есть орлов... Все эти орлы живут на острове Ольхон, так как там постоянно находится их царь орел; он командует над всеми орла­ми и небольшими группами, по паре, распределяет их по разным отдаленным местам для гнездования и выво­да детей вне острова Ольхон».
Романтичны и стойки варианты исторической легенды о Чингисхане, о них говорит Г. Ф. Миллер: «По расска­зам монголов, Чингисхан имел сесе главное местопре­бывание при реках Ононе, впадающей в Шипку, и Ку-ринлуме, впадающей в озеро Далай» (Байкал). Он же рассказывает, что Чингисхан иногда доходил со своим кочевьем до озера Байкал. Доказательством этого должен будто бы служить таган, поставленный им на го­ре острова Ольхон, который находится на указанном выше озере, и на тагане большой котел, в котором ле­жит лошадиная голова. «Хотя я не получил подтверж­дения этому от бурят, живущих в окрестностях озера Байкал и на острове Ольхон, я все же считаю приведен­ное известие о владениях Чингисхана весьма вероятным, так как первые завоеванные Чингисханом земли Китай и Такгут — лежат поблизости».
Один из вариантов сообщает П. Е. Кулаков: «По сло­вам некоторых ольхонских бурят, известная шаманская скала и пещера в ней (пещерный мыс) служила местом погребения Чингисхана. Врач Кириллов сообщает леген­ду баргузинских бурят, по которой Чингисхан перешел на Ольхон по перешейку, соединявшему в то время ост­ров со Святым Носом и разделявшему Байкальскую до­лину на две части».
Не исключено, что эта легенда о существовании пе­решейка имеет под собой реальную почву, ибо именно в направлении от острова к полуострову Святой Нос рас­положен подводный хребет, частью которого фактичес­ки являются два надводных выхода — в начале в виде Ольхона и в конце в виде архипелага Ушканьих островов в непосредственной близости от полуострова. Возмож­но, когда-нибудь такой перешеек может появиться и вновь, ведь Байкал с его неуемной тектонической актив­ной деятельностью горазд на большие сюрпризы. Имен­но об этом говорят наблюдения В. В. Ламакина, устано­вившего, что еще сравнительно недавно Ушканьи остро­ва были дном Байкала. Что касается Чингисхана, то ле­генды о его пребывании на Байкале не подтверждены научными данными.

 

 

Категория: Здравствуй, Байкал! ч.1 | Добавил: anisim (06.09.2011)
Просмотров: 6735 | Рейтинг: 5.0/16 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>