В книге отзывов, в
которой много записей именитых гостей, политических и общественных деятелей,
космонавтов и писателей, наиболее выразительна оценка деятельности музея
политического обозревателя «Известий» А- Бовина: «Ольхонский музей замечательный,
выдающийся — и по богатству экспонатов, и по выразительности экспозиции, и по
таланту и обаянию энтузиаста краеведения Н. М. Ревякина. И, может быть, самая
замечательная черта музея в том, что, будучи научным учреждением, он создан
руками общественности, руками ребят под руководством их поистине народного
учителя. Большое дело сделал Николай Михайлович».
Недалеко от поселка,
можно сказать, почти на северной его окраине, находится знаменитый Шаманский
мыс, увенчанный двуглавой мраморной скалой Бурхан со сквозной пещерой. Это
значительный исторический памятник и памятник природы, который некоторые исследователи
Байкала считают своеобразным символом, ключевым образом Байкала. Принято
считать, что наиболее красочное описание этого природного объекта и священного
места бурят оставил В. А. Обручев:
«Насколько больше сила
суеверия, чем сила веры, я узнал тогда, когда геологические исследования
привели меня в ту часть острова, где находится «священная, пещера» с алтарем
Будды. Тот, кто подъезжает на лодке к Шаманскому мысу, видит перед собой
напоминающую драгоценный храм береговую скалу из кристаллического известняка
с блестками графита, вода выдолбила в камне пещеру... Когда наступает зима и
мороз сооружает на озере надежный мост, из Забайкалья приезжает лама для
совершения богослужения на святом месте, и пещера наполняется набожными
бурятами. Сюда устремляется все население острова, состоящее из тысячи
человек».
Интересную деталь
встречаем мы в этом описании: «В обычное же время божества Шаманского мыса ведут
довольно одинокую, скучную жизнь. Чужих посетителей, по большей части русских
туристов, которые да. же здесь, в святилище Будды, не могут отказаться от
дурной привычки — увековечить свое имя на стенах,— можно пересчитать по пальцам.
Бурят же избегает этого места с робким благоговением...»
Оказывается, история
надписей, сегодня испещривших Бурхан «с нот до головы», имеет вековую варварскую
традицию.
Широко известен Бурхан
памятниками эпохи неолита, раскопки которых начались на перешейке мыса еще с
1959 года. Здесь в 1975 году работала первая в истории археологии Сибири
совместная экспедиция советских и американских археологов, годом раньше
проводившая изыскания на Алеутских островах. На основании раскопок уникального
некрополя древнего сибирского племени была выдвинута гипотеза об азиатском происхождении
коренного населения Северной Америки.
На том маршруте, который
предлагается, сделано немало археологических открытий, перечислены будут лишь
самые известные из них.
Участок поселок Хужир —
мыс Будун (улус Улан-Хушин) представляет собой сравнительно пологое побережье острова со слабо выступающими в Малое
море, но обрывистыми мысами со значительными по протяженности мелкопесчаными
пляжами между ними (берега бухт Одоним и Харакса). Двигаться интереснее по
береговой кромке, но можно и по дороге, проходящей здесь в некотором удалении
от берега в сосново-лиственничном лесу. По кромке береговых обрывов внимание
привлекают растущие в горизонтальном положении лиственницы: видимо, именно в
месте перегиба берега ветер особенно силен, и деревья, постепенно наклоняясь,
становятся «на колени», но не сдаются. Никто не исследовал, что их питает —
либо сохранившиеся корни, либо эти функции начинают исполнять вдавленные в
почву нижние ветки, однако хорошо видно, как роль вершины берет на себя одна из
ветвей и старается как бы выправить положение. Борьба с ветром, а это и борьба
за жизнь, видна и в бутылкообразных формах лиственниц. Как известно, на Байкале
такие лиственницы впервые описаны ка Ушканьих островах, однако приходилось их
встречать и в долине Иркута близ хребта Мунку-Сардык.
|