В числе необходимого
дополнительного снаряжения следует отметить темные очки (или фильтры на обычные
очки), ледоруб, чтобы проходить торосы и колоть лед для приготовления воды и
пищи (их можно заменить топорами, легкими, ка удлиненных топорищах), надувные
матрацы (на буерах они могут служить и удобным и теплым сиденьем), приемник,
чтобы слушать прогнозы погоды, одометр — счетчик пройденного расстояния, измеритель
скорости ветра, компасы (жидкостный замерзает!). Для лыжных переходов вполне
пригодны обычные беговые лыжи. При вынужденной транспортировке буеров применяют
полиэтиленовые трубы диаметром 50
мм с прорезями для коньков, которые быстро надеваются и
снимаются.
Применение нарт и саней
позволяет значительно увеличить общую скорость движения группы, обеспечивает
запас надежности путешествия в любом месте, так как на них можно
траспортировать больше, чем необходимо для обеспечения минимального комфорта
(меховые спальные мешки, надувные матрацы, печь, примус и горючее к нему,
ледовые крючья для установки палатки на льду и пр.). Применяют как сборные
дюралевые сани, так и более тяжелые нарты на лыжах. Прыжковые деревянные лыжи
с пластиковым покрытием или металлической уголковой окантовкой -позволяют
смело штурмовать торосы. Нарты могут быть оснащены и парусом. Однако то и
другое транспортное средство рассчитано на один вид покрова — снежный или
ледовый. Самодеятельные конструкторы предлагают совмещенные полозья по высоте
таким образом, чтобы при движении по снежному полю или застругам в работу вступала
лыжа.
Устройство бивака на
льду не прихоть, а суровая необходимость при наличии тяжелых транспортных
средств, которые не понесешь через торосы на берег. В этом случае закрепление
машин и палаток производится легкими ледобурными крючьями, паруса сворачиваются
на мачтах на случай внезапного сильного ветра. Братские буеристы разработали
метод быстрой установки каркасов палаток концами в отверстия во льду,
пробуренные дрелью. После этого трубчатый каркас соединяется сверху, на него
натягивается палаточная ткань. На биваке возможно применение ледобуров
большого диаметра для бурения льда с целью доставания воды.
Постель устраивается
следующим образом: вначале расстилается на льду прорезиненная ткань, на которую
укладываются надутые резиновые матрацы. Поверх настилается войлок,
«включается» «Шмель», и относительно комфортные условия обеспечены.
Вряд ли в современных
условиях можно рекомендовать ночевки в «иглу»: они не только требуют хорошей
квалификации и специальных тренировок, но и уйму времени. При этом нет
гарантии найти в условиях побережья подходящий, прочный строительный
«материал». Зачастую недостаточно прочные снежные «кирпичи» просто
раздавливаются вышележащими. Поэтому лучше идти проверенным путем, применяя
палатки, включая стандартные конструкции («Зима»), с печным обогревом.
И в зимних путешествиях
следует соблюдать правила бережного отношения к природе: то, что спрячет снег,
все равно «откопает» лето. Мусор необходимо сжигать или компактно закапывать на
берегу. Как и летом, для прохождения заповедных, заказных территорий и зон национальных
парков необходимо получить разрешение администрации.
|