Зимний Байкал —
великолепная естественная ледовая арена для многочисленных видов спорта, в
настоящее время, представляя практически спортивную целину, только просыпается
от многовековой спячки. Бурное развитие массового туризма в полярных районах и
улучшение технической оснащенности позволили по-новому взглянуть и на
«священное море». Сегодня, когда достижения в туристской технике позволяют
смело устраивать биваки и ночевки прямо на льду, большое уважение вызывают те
пионеры освоения этой целины, которые без колебаний вступили в единоборство с
малоисследованной стихией. К ним прежде всего следует отнести лыжников
Иркутского госуниверситета, которые с научными и экспериментальными целями
взяли 26 января 1936 г.
старт в военизированном лыжном переходе в противогазах по маршруту Иркутск —
Байкал — Улан-Удэ. Одиннадцать студентов, посвятивших свой переход 10-му съезду
комсомола, должны были проверить пригодность противогазов и выявить
особенности их применения в зимних условиях Восточной Сибири. Несколько позже
в эту же зиму бросок на лыжах совершают по льду Байкала комсомольцы
Нижнеангарска на маршруте Нижнеангарск — Иркутск.
Массовыми же такие
мероприятия становятся лишь в послевоенное время, все более в них выделяется
спортивно- и научно-исследовательская работа. Видимо, первым среди них следует
считать лыжный переход под руководством одного из первых инициаторов развития
туризма в г. Иркутске Г. Шибанова от Большого Голоустного до Лиственичного в 1956 г. За пальму первенства
может бороться и группа студентов и преподавателей иркутского пединститута, совершившая
в феврале этого же года переход по местам революционных событий на маршруте
Иркутск—Веденщина— Култук— Утулик — Танхой протяженностью 309 км, из которых 50 пришлись
на озеро.
В стартовый период
освоения «снежной целины» по понятным причинам используются исключительно простейшие
технические средства передвижения — лыжи, для ночевок только населенные пункты
и охотничьи зимовья; расширяется понемногу и «география» — в походы включаются
спортсмены Ангарска и Шелехова, маршруты продвигаются на север — до бухты Песчаной.
Появился интерес к
зимнему спорту на Байкале. Энтузиасты совершают походы выходного дня, из
которых особенно интересны и эмоциональны трассы: остановочный пункт Переезд
Восточно-Сибирской железной дороги— устье реки Большая Крутая Губа — железнодорожный
поселок Старая Ангасолка — станция Слюдянка (около 32 км), Танхой — Лиственичкое
(около 40 км).
Предполагается, что первый переход, причем пешком, от Танхоя был совершен
группой туристов Сибирского энергетического института в феврале 1965 года, в
марте 1966 года за ним последовал второй, пока переходы не стали ежегодными и
массовыми, с участием многих сотен человек. В 1970 году переход был посвящен
100-летию со дня рождения В. И. Ленина, колонну в 118 человек в Лиственичном
со знаменами встречали старые большевики и партизаны, работники обкома
комсомола, у обелиска на братской могиле борцов за советскую власть были
возложены венки и горсть земли с сорок первого километра шоссе Москва —
Ленинград, на котором было остановлено наступление фашистских войск на Москву,
состоялся торжественный митинг. С тех пор этот переход как спортивно-агитационный
проводится ежегодно, в основном в марте. Спортивные группы осуществляют его и
в другие сроки, и в различных направлениях. Основными пунктами старта и финиша
на южном побережье являются станции Восточно-Сибирской железной дороги, на
севере от них — Лиственичное и Большие Коты. С целью тренировки группы ночуют
во льдах.
Многодневные туристские
маршруты начались с 1969 года походом группы иркутян спортивно-туристского
клуба «Рекорд» завода «Радиоприемник» под руководством П. Лапшина по трассе
остров Ольхон — мыс Анютха — Ушканьи острова — Чивыркуйский залив — озеро
Рангатуй — поселок Усть-Баргузин. Из 250 км 148 группа прошла на коньках по
чистейшему льду, остальные — на лыжах. В обратном направлении в марте 1973
года этот маршрут осуществила группа иркутянина Балашова. Растут и преодолеваемые
расстояния, уточняется тактика передвижения, испытываются новые виды транспортировочных
средств и способы преодоления ледовых участков с различным рельефом. В марте
1976 года исследовательская экспедиция иркутской Контрольно-спасательной службы
отправились по маршруту Узур — Ушканьи острова — Давше — Томпа — Нижнеангарск
протяженностью - более 400 км. Она собрала
интересные сведения по режиму зимней акватории. Уже в 1979 году туристы иркутского
авиазавода перекрыли это достижение, пройдя вдоль северо-западного побережья
почти 500 км
|