Движение обычно
происходит на расстоянии около 1,0
км от берега. При резком усилении ветра по гладкому
льду подойти к берегу трудно. Участники пробегов рассказывают, что порой для
того, чтобы удержаться на льду, приходилось вставать на четвереньки и продвигаться
к берегу с помощью ножей. Не всегда удается угадать направление ветра. Как
правило, переходы начинают с севера «домой», и все гремя может дуть встречный
ветер, на преодоление которого приходится затрачивать немало сил.
В группе из-за множества
препятствий передвигаются обычно коленной (цепочкой, «гусем») в пределах прямой
видимости, это особенно важно при беге в темноте, который неизбежен из-за
ограниченности в зимнее время светового дня и необходимости организации ночлега
в населенном пункте. Это следует заранее предусмотреть, используя возможности
промышленных предприятий в Бугульдейке и Большом Голоустном, поселковых Советов
и охраняемые помещения туристских баз «Маломорская» и «Бухта Песчаная»,
биостанции ИГУ в Больших Котах и пр. Следует оговориться, что на определенных
участках, особенно южнее бухты Песчаной, при
принятии элементарных мер
предосторожности возможно движение в ночное (вечернее, утреннее) время в
ясную погоду (звездное сияние обеспечивает до 30% нормального, дневного уровня
освещенности). Оно сопровождается особым настроением, так как создает иллюзию
полет». В морозную погоду необходимы остановки для осмотра, потому что возможны
обморожения кожных покровов лица.
К конькобежным пробегам
необходимо готовиться особо тщательно и разносторонне. Например, при транспортировке
снаряжения, одежды и питания в рюкзаках нагрузки на ноги значительны, они усиливаются
при преодолении больших пространств неровного льда (колобовник) в такой
степени, что возможны уже в первые сутки сильные отеки ступней. В некоторой
мере этому способствует и то, что из-за рюкзака тело вынуждено находиться в
вертикальном положении — движение в обычной для конькобежца низкой посадке становится
возможным лишь в тренировочных, без груза, выходах, экскурсионных вылазках,
катаниях на «пятачках». Иногда для перевозки груза применяют складные легкие,
из дюралюминиевых труб санки — одни на двух человек. На санки укладывается два
рюкзака, они управляются и и толкаются посредством жестко соединенных с грузом
на удобной высоте поручней, роль которых могут играть уложенные поверх рюкзаков
лыжи. Толкание более эффективно, чем буксировка на веревке: при буксировке
сани раскатываются, «рыскают», их постоянно заносит, тяговое усилие быстро утомляет
буксирующего. При толкании же повышается маневренность, улучшают, ся
управляемость и ориентировка, уменьшается усталость.
Особые требования
предъявляются к одежде: она должна быть и максимально легкой и предельно
теплой, но прежде всего непроницаемой для ветра. На голову при
необходимости надевается ветрозащитная маска, гораздо сложнее утеплить ступни с -
надетыми на них ботинками с коньками. Чаще всего в качестве конькобежной
«обуви» применяются валенки (естественно, лучше подшитые), к подошве которых и
прикручиваются коньки. В валенках ноги выдерживают любой мороз, однако такая
обувь не позволяет работать в конькобежной посадке, а без соответствующего
упора коньком нет хорошего долгого толчка, раскатистого шага и, соответственно,
функционального чередования фаз напряжения мышц и их расслабления. Поэтому все-таки
стоит рекомендовать применение беговых коньков, закрепленных на ботинках из
толстой жесткой кожи и утепленных чехлами из толстой материи или меха. Такие
чехлы нетрудно изготовить самому, имея в виду, что они также должны шнуроваться,
как и ботинки. Возможно и импровизированное утепление лентами из тех же материалов
или более легких, они закрепляются на ботинке тесьмой.
|