Не углубляясь в
климатические подробности всех подрайонов, стоит отметить и резкие суточные
колебания температуры (в марте на Хамар-Дабане ночная температура может
достигнуть — 33°, а днем — плюсовой), и очень короткий в декабре —- январе
световой, а следовательно, и рабочий день (всего 8 часов), и продолжительные
ливни. Это отмечает группа москвичей в 1976 г. (...«мы особенно оценили фартуки в
условиях непрерывных дождей на Темнике»-..), и почти 100 лет назад В. А.
Обручев: «...На Успане... не проходило дня, чтобы мы не промокали до костей...»
И еще — надо быть готовым изо дня в день идти по мокрому лесу — к этому надо
готовиться серьезно!
Горные реки многие
недооценивают, считая их малыми и не представляющими особой угрозы. Но это только
кажется на первый взгляд, хотя по мощи они действительно уступают рекам Средней
Азии, Кавказа, Алтая и Саян. Это привело к игнорированию тщательной подготовки
переправ и неоправданным жертвам. Руководитель группы ангарских туристов А.
Зусман в своем отчете (Хамар-Дабан, 1970 г) намеренно подчеркивает и
психологическую напряженность процесса переправы: «...Мне приходилось быть
свидетелем, когда один из участников путешествия, будучи в обвязке и на карабине,
от страха кричал: «Мама!» Он же предостерегает, что ошибкой, могущей стать
роковой, являются слишком поспешные шаги при переправе вброд, когда берег
близок. Это может привести к срыву.
Одна из групп переправу
через Томпуду назвала самым опасным местом путешествия.
При переправе через
водотоки при неровном рельефе дна (преобладание крупкоглыбового материала,
остроугольных камней, обросших водорослями) необходимо пользоваться шестом.
Значительная развитость
речной сети в сочетании с резко расчлененными фермами рельефа склонов долин доставляют
немало хлопот как пешеходникам, так и водникам прежде всего наличием большого
количества прижимов. Порой на один километр их может встретиться не менее
трех, и тропа, если она есть, или «облизывает» их поверху, или, ныряя и воду,
вынуждает переходить на другой берег, или траверсировать прижим на уровне
уреза воды. Если прижим обрывается стенкой, приходится брести вдоль него,
иногда организовывать перильную страховку.
Зимой, в лыжных
путешествиях, наиболее значительными препятствиями являются не только широко
распространенные мокрые наледи, но и большие по протяженности полыньи и
коварные промоины, прикрытые сверху снежными мостами.
|