В непосредственной
близости от берега находится еще один охраняемый памятник природы: Большое
Слюдянское озеро, из-за обилия рыбы (в основном щуки и окуня) и очень теплой
воды ставшее в последние годы местом отдыха местного населения. С постройкой
автодороги из Северобайкальска богатый животный мир озера оказался под угрозой
уничтожения, поэтому Бурятский республиканский совет Всесоюзного общества охраны
природы был вынужден обратиться с ходатайством в правительство об охране этого
замечательного уголка природы. Вместе с рядом лежащим Малым Слюдянским озером и
крутыми скальными склонами горного окружения, в которых до сих пор видны
входные проемы штолен по добыче мусковита (добыча слюды, известная еще в 17
веке, была прекращена в 19-м в связи е низким ее содержанием), озеро является
чрезвычайно перспективным центром отдыха эксплуатационников БАМа, туристских и
экскурсионных мероприятий выходного дня. На площадке между озерами уже три
года зимой и летом в благоустроенных домиках размещается филиал станции юных
туристов с главной задачей — экологической.
БАМ прочно вошел в
биографию и жизнь Северного Байкала. И хотя невелика его часть, прошедшая рядом
с озером (около двух десятков километров), в истории ее строительства, как в
фокусе линзы, отразилась борьба технократов — строить как можно быстрее,
дешевле, короче, то есть прямо по берегу Байкала — и ученых, предлагавших после
перевала Даван провести железную дорогу в обход Байкала горным участком. В
жизни осу. ществлен компромиссный вариант, более экологичный для озера, чем
береговой,— магистраль построена на склоне отрогов хребта, значительная ее
часть прошла в так называемых мысовых тоннелях. Строительство магистрали в
сложных горных и климатических условиях отмечено для Байкала яркими, теперь
уже ставшими явью, событиями, такими, как сооружение тоннеля под перевалом
Даван, земляного полотна и верхнего строения пути долинами Гоуджекита, Тыи,
Верхней Ангары, строительство мостов и малых искусственных сооружений,
станций, городов и населенных пунктов, среди которых выделяется прежде всего
современный красивый город Северобайкальск, электрификация всего участка (в 1988 г. ока достигла
Северомуйского тоннеля). Одновременно общественность обеспокоена разработкой
проекта Северобайкальска, предусматривающего рост его населения до 140 тысяч
человек.
Магистраль открыла
широкие возможности не только хозяйственного, ко и рекреационного развития
некогда глухого и труднодоступного, поистине медвежьего угла Байкала. Теперь,
чтобы осуществить горные, пешеходные, лыжные и водные путешествия по
увлекательным маршрутам Байкальского, Сынныр, Верхне-Ангарского, Баргузкнского
и Муйских хребтоз, по рекам Лене и Витиму, уже не нужно испытывать муки
бесконечных пересадок. Мощность и количество транспортных артерий будут расти
и дальше с освоением района, проблема состоит лишь в одном — в умелом и рациональном
использовании вдруг открывшихся богатств.
На станции Нижнеангарск,
а поселке рыбаков, мореходов и охотников, а сегодня и железнодорожников, в
поселке старом и известном своим революционным прошлым и богатым природным
окружением (к примеру. памятник природы горячий лечебный источник Дзелиндинский
широко используется не только в бальнеологических целях, но и планируется как
дешевая и эффективная база теплично-парникового хозяйства по производству
овощей) — поезда в последний раз салютуют Байкалу. С ним нам не по пути. Прежде
чем повернуть по восточному берегу в обратную сторону, на юг в круговом обходе
Байкала, необходимо преодолеть своеобразное и напрямую непроходимое препятствие
— Ангаро-Кичерскую дельту, ширина которой достигает 27 км, «глубина» по долине
Верхней Ангары — 30 км,
мелководное и густо поросшее деревьями и кустарником царство болот, торфяников
и стай птиц на пролете. Проход на восток возможен по песчаной косе острова Ярки
при наличии у группы легкого транспортного средства — предстоит переправа через
русло Кичеры и два двухсотметровых рукава Верхней Ангары перед Дагарской губой.
Ярки имеют намывное происхождение, полную длину до 20 км и среднюю ширину в
пределах 50 м,
препятствия отсутствуют (если не считать двух бродов, последний длиной до 1 км, глубина до пояса). После
Кичеры это вначале голая травянистая равнина, затем появляется березняк, потом
кедровый стланик, который в конце острова занимает немалую его площадь. Путешествие
по Яркам очень интересно, это любимое место отдыха и рыбалки не только местного
населения. Конец Ярков — остров Миллионный является началом орнитологического
заказника, организованного с целью охраны птиц в дельте Верхней Ангары.
|