Участок 4: пос. Бугульдейка — устье р. Анги— пос. Сахюртэ
(Тажеранская степь). Около 112
км и шести ходовых дней, время чистого хода по береговой
линии 29 часов, на пути всего 4 водотока: 2 речки, в том числе Анга, 2 речушки,
в том числе Малая Бугульдейка.
Участок в первой своей
части, до устья реки Анги, а точнее, ручья Бирхин характеризуется малой
изрезанностью береговой линии в плане, значительной обрывистостью берегов,
где обнаруживается большое количество разных пород. Вместе с тем резкое
снижение высоты хребта именно на этом участке привело к заметному удлинению
долин и распадков. Здесь меньше лес. ной растительности, вначале хорошая тропа,
по которой можно даже проехать на автомобиле. Эту часть можно назвать
предвестником Тажеранской степи с ее полупустынной растительностью и полным
отсутствием древесной.
Сложность берегового
рельефа и близость тракта Косая Степь — Еланцы являются основными причинами отсутствия
тропы по берегу, поэтому и здесь, чтобы идти вдоль Байкала, надо набраться
терпения для преодоления гравийных и глыбовых берегов, бродов и затяжных, не
таких, правда, крутых, как перед Песчаной, обходов, на лазание по несложным
скальным стенкам над урезом воды. Но следует категорически избегать траверса
склонов над обрывами — в случае срыва трудно удержаться.
Из Бугульдейки путь можно несколько облегчить пройдя в обход Бугульдейского мыса
через мраморный карьер Слюдянского рудоуправления к устью реки Малой
Бугульдейки, от которого к мысу Голому есть тропа. До клыкастого мыса
Боро-Елгай в течение первых двух дней пути — девять прижимов, из них семь можно
обойти бродами. При этом самый длинный — четвертый — имеет наибольшую
протяженность, он преодолевается за 30—40 мин. Частично проходится и простым
лазанием по коротким стенкам.
До мыса Крестового с
маяком на берегу и остатками укреплений древних обитателей остается два места
с лазанием по скальным глыбам, несколько коротких бродов по колено. В пади
Малой Крестовой лес впервые близко подходит к берегу, здесь в нескольких
кирпичных домах расположилась мастерская по наладке специальной аппаратуры
одной из геологических экспедиций, после нее видны контрфорсы круто
обрывающегося б Байкал белого, известнякового отрога хребта. Саган-Заба — утес
с редчайшими писаницами! Перед ним неприступной твердыней возвышается Черный
утес (точное название не найдено), контрастирующий по цвету с соседним
(бродовые обходы маловероятны даже при небольшой волне). В любом случае стоит
подняться на этот красивый гребень — из пади Барун-Саган-Заба полчаса подъема
серпантинами по крутому травянистому склону (местное население называет падь,
несмотря на почти полное отсутствие древесной растительности, Черемуховой).
На плоском верху гребня,
поросшем редким парковым лиственничником, множество выступающих известняковых
скал, придающих округе нарядный праздничный вид, внимание приковывает, словно
горло вулкана, воронкообразное двадцатиметровое коническое углубление
диаметром до 40 м.
Карстовый провал! Наверняка здесь немало еще работы спелеологам и карстоведам,
имеется описание прежде обитаемой пещеры на утесе, а о воронке ничего не
известно. Спуск в падь Зун-Саган Заба, возвращение по берегу назад, к утесу,
приводит к его вертикальной стенке высотой около 6 м. На ней сказочные изображения
людей, диких и домашних животных — оленей, лосей, птиц, быков, лошадей.
Известные науке уже более 100 лет, они все еще остаются загадочными: неясен их
возраст, непонятны, не расшифрованы смысл и содержание рисунков. Тем не менее
ценность писаниц Саган-Заба, по мнению академика А. П. Окладникова,
непреходяща: «Петроглифы в бухте Саган-Заба с их грандиозной некогда, но и до
сих пор поражающей своими масштабами многофигурной композицией антропоморфных
изображений представляет собой уникальное явление среди всех других наскальных
изображений Сибири. Наскальный иконостас Саган-Заба с его рядами увенчанных
рогами, танцующих древних шаманов, обращенный к вечно волнующимся водам
Байкала,— такой же величественный и такой же неповторимый в своей
монументальности, как и сам Байкал — озеро-море Внутренней Азии. Петроглифы
Саган-Заба — подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Сибири.
Второго такого памятника этой эпохи нет на всем ее пространстве от Урала до Тихого
океана».
Решением Иркутского
облисполкома утес Саган-Заба объявлен памятником природы, истории и культуры,
тем не менее современник найдет писаницы, сгруппированные в основном в двух
местах, в удручающем состоянии. На сегодня их главный враг — неумолимые процессы
физического выветривания, которому мрамор наиболее подвержен,— он отслаивается
тонкой коркой вместе с писаницами. Не менее усердствуют, соперничая с
коррозией, люди: уже с прошлого века начали появляться и появляются до сих пор
надписи и рисунки, начиная с изображения крестов и кончая выдолбленным на
глубину 5 см
изображением ступни с подписью «Орлов». Некто А. В. Первухин прошелся по петроглифам
кистью. В ход идет все, что есть под рукой — краска, ножи, гвозди,— прямо по
творениям древних. Каждому хочется причаститься к великому!
|