От самой южной точки
Мухорского залива, от места отворота автодороги на Черноруд (современнее, распространенное
местное название деревни Шера-Тогот), начинается реконструированная с
асфальтовым покрытием автодорога до Сармы. Дальше, до Онгурен, действует
грунтовая, почти горная, дорога. Учитывая слабый обзор местности с дороги
из-за залосенности, оставим ее велосипедистам и конникам, а сами отправимся в путешествие
до Сармы береговыми тропами Мухорского залива, а затем и Малого моря. Постепенно
лесная растительность вытесняется степной, все ближе становятся многочисленные
острова Малого моря. Большинство из них объявлены государственными памятниками
природы как места гнездования серебристой чайки, как природные объекты с
угнетенными формами жизни. На восточном горизонте прочно «закрепляется» остров
Ольхон.
Район Сармы известен
прежде всего тем, что в нем рождается ураганный горный ветер сарма, кроме того,
долиной речки проходила караванная тропа ка Иачуг (высота перевала 1200 м). Одна из бурятских
легенд гласит, что именно этим путем на Байкал проникли первые буряты, основав
в устье речки и свое первое поселение — Сарму. Крутыми травянистыми склонами,
переходящими в простые скальные, с правого берега Сармы можно подняться на
доминирующую высоту рамой?' Лег-ко представить, какие захватывающие дух
панорамы — как на северную, так и южную часть Приморского хребта. Малое море с
его заливами, остров Ольхон, на многопроточную дельту Сармы — открываются с
«макушки» гольца. Спуск затем лучше сделать правой от гребня (по ходу) падью,
хотя и заросшей кустарником, но более безопасной, чем травянистые склоны, всего
на подъем и спуск потребуется не менее 5 часов (налегке).
Можно сказать, что
именно от Сармы до самого Онгурена береговая линия, за немногими исключениями,
почти прямолинейна, мало расчленена: близкий здесь Приморский хребет, также
оставаясь прямолинейным и в основном одной высоты, с противоположной стороны, с
острова Ольхон, напоминает гигантскую пилу, зубьями которой являются
треугольные торцы боковых гребней, а промежутками — глубоко врезанные между
ними короткие долины многочисленных, но, в основном, временных водотоков.
Хребет и прилегающая к нему почти плоская, без уклонов, равнинная часть
побережья и светлые, а порой белого цвета отроги — проявление довольно простого
геологического строения: хребет сложен породами в виде гнейсов, кристаллических
сланцев и мраморов, а береговая часть — отложениями в виде песков, суглинков,
супесей, галечников и валунов.
Характерны для береговой
полосы многочисленные отторженные от Байкала озера (их еще называют
«от-шнурованные»). Галечные косы-перемычки, сложенные, как правило, из светлой
сортированной гальки, имеют порой значительную, до одного километра длину и
представляют собой занимательное явление. К ним прежде всего относятся косы
мысов Курминского и Арула. Для этой же полосы, особенно а северной ее половине,
довольно обычны селевые потоки, а большинство русел водотоков имеет вид промоин
с обрывистыми берегами. К природным достопримечательностям следует отнести
экзотические табуны мустангов — одичавших коней, часть которых время от времени
отстреливают на мясо, «дикий» лечебный источник Сурхайтор, пользующийся
большой популярностью у местного населения, значительное количество эндемиков
и реликтов арктоальпийской флоры ледникового периода среди степной
растительности и разреженного древостоя в районе мыса Зундук, арочный грот на
мысе Курма и живописный многоцветный мир каменных каньонов и обрывов, поросших
цветистыми лишайниками, на мысах Зундук, Харгалтай и Зама. Именно такое место
с обрывистыми берегами автодорога обходит на протяжении 7 км от устья реки Зундук к
деревне Большая Зама. Отсюда она постепенно повышается к перевальной точке
Хильбур. Дорога проходит на большой высоте, по косогору, однако траверсировать
склон можно гораздо ниже по широким скальным полкам. Постепенно впереди
показываются более высокие горы: там, за Онгуренской впадиной, во весь рост
встает Байкальский хребет.
|