Не только природными
объектами (дельта Селенги и хребет Хамар-Дабан, хотя отнесение дельты Селенги к
южному берегу несколько условно) примечателен южный берег. Богато и его
историческое прошлое: экономическое освоение озера с приходом русских на его
берега (об этой поре напоминает памятник архитектуры Пресбраженский монастырь в
селе Посольском), строительство Кругобайкальской железной дороги в 1900— 1904
годах, революционные события 1905—1907 годов на молодых еще железнодорожных
станциях, восстание сосланных в 1866 году поляков, строивших Кругобайкальский
тракт от Култука до Посольска. Материалы об этом восстании долгое время собирал
участник строительства железной дороги Д. Гаврилов. Сейчас они экспонируются
в Култуке в школьном музее интернациональных связей.
От остановочного пункта
Поворот железная дорога, подойдя с востока, уже до самого Култука идет вдоль
берега.
Великолепная
транспортная связь, близость городов, станций и поселков к горным лесам хребта
Хамар-Дабана создали прекрасные возможности для развития здесь зон отдыха,
туризма, но и поставили перед необходимостью охранять природу в этом районе.
Вот почему на территории между Мишихой и Выдриной (с двухкилометровой охранной
зоной перед ними] в 1969 г.
был организован Байкальский государственный заповедник. За короткий период благодаря
строгому заповедному режиму сохранена уникальная популяция северного Оленя,
который ка прилегающей территории уже не встречается, в полтора раза
увеличилась численность соболя, в два раза — глухаря и изюбра,
За Выдриной, на
Снежной,— концентрация и пересечение туристских маршрутов. Со станции Выдриной
уходят в многодневные походы плановые группы из турбаз «Байкальский прибой» и
«Байкал» на памятники природы: озера Соболиные, к водопадам Сказка и Грохотун.
Походы выходного дня в эти места и на пик Тальцинский совершают жители Бурятии
и Иркутской области (по Снежной проходит граница между этими административными
единицами]. Теплые озера на левом берегу Снежной — популярные места плавания и
лодочных прогулок. На их берегах расположена турбаза Ангарского электромеханического
завода.
В этом районе со стороны
левого берега Снежной Иркутским облсоветом по туризму и БЦБК планируется создание
на площади в несколько квадратных километров, включая горы, туристского
комплекса нового типа с развитой сетью специальных сооружений, баз, приютов и
т. д.
В районе устья Солзана
Хамар-Дабан уступает место солзанской терраской равнине, на которой построены
целлюлозный завод и город эксплуатационников Байкальск. Несмотря на систему
очистки, промышленные стоки завода оказались губительными для Байкала, воздушный
же бассейн на значительных пространствах настолько загазован, что появились
признаки деградации растительности на больших территориях. И в том, что БЦБК
планируется в 90-х годах перевести на другое, менее вредное для экосистемы
Байкала производство, большая заслуга широкой общественности, ученых, писателей,
журналистов Иркутской области.
За Солзаном в Байкал
впадает Утулик. Уже много лет в его приустьевой зоне регулярно проводятся соревнования
туристов-водников как зонального, так и всесоюзного рангов. И почти на самом
мысу Утулик разместились уютные домики турбазы «Байкал» Иркутского облсовета
по туризму и экскурсиям. Туристы размещаются в деревянных корпусах и домиках
летнего типа по 2—4 человека, к их услугам пункт проката туристского снаряжения
и спортивного инвентаря, столовая самообслуживания, клуб, фотография и др.
Продолжительность основного маршрута № 289 составляет 12 дней, в его программе
туристские экскурсии в город Байкальск на целлюлозный завод, в Слюдянку на предприятие
по разработке мрамора «Перевал», на месторождения гранита, слюды, в
камнерезный цех по производству изделий из цветных камней. В последние годы на
базе осуществляется маршрут № 16, в течение 10 дней знакомящий с Тункинскими
гольцами. Этот маршрут 2-й категории сложности, на автобусах турбазы
участников горного похода подвозят к его началу — курортному месту Нилова
Пустынь.
Когда в береговых
обрывах появляются отшлифованные за миллионы лет ослепительно белые монолиты
мрамора, можно сказать, что уже близка Слюдянка, крупный железнодорожный узел,
центр горнодобывающей и местной промышленности. Отсюда, по реке Слюдянке,
начинаются маршруты к памятникам природы: водопадам на реке Подкомарной, озеру
Сердце, пику Черского, походы через Маргасанскую сопку, перевал Чертовы ворота
к Утулику.
Из Слюдянки хорошо видны
здания Култука — одного из первых поселений на берегу Байкала, он старше даже
Иркутска на 14 лет. «...И мы, холопи твои, идучи назад Селенгою рекою и
Байкалом озером и на Байкале озере в Култуке я, холоп твой, поставил острог...»
— писал в донесении царю Алексею Михайловичу основатель Култука сын боярский
Иван Похабов. Чтут култучане места, связанные с историей поселка, берегут дом,
в котором в конце прошлого века жили и работали ссыльные поляки, ученые
Годлевский, Черский, Дыбовский, благодаря которым Байкал получил всемирную
известность как уникальная природная лаборатория; ухаживают за могилой, в
которой похоронены красногвардейцы, погибшие в неравном бою с белочехами в 1913 г. Интересны и
окрестности Слеодянки: поблизости на побережье находится памятник природы
«Шаманский мыс», в горах над Слюдянкой немало живописных останцев, среди которых
удивительный памятник природы «Царские ворота».
|