Семнадцать летних дней в Сибири или Байкал и Прибайкалье 2005
Лесистых гор полуобвалы
касанье голубых лекал
И скалы, срезанные валом,
и небо, павшее в Байкал.
И сам он, величав и вечен,
в гранитной раме вырезной,
И весь - до донышка – просвечен,
и весь – до капельки – родной.
И Ангары полет строптивый,
и ветра крик, и гул турбин,
и птицы-сосны над обрывом,
и дикий ветер баргузин –
все это, без чего не в силах
быть далью даль и ширю ширь,
ты немыслима Россия,
и ты немыслима Сибирь.
Вступление
Мой муж, уже бывший на Байкале проездом, очень хотел попасть туда на пару недель летом – насладиться нетронутой природой, отдохнуть от городской суеты. Своим энтузиазмом он сумел заразить и меня, хотя до этого летний отдых у меня был связан только с югом, морем, солнцем. Ну что же, Байкал – тоже море, только сибирское, и 14 июля 2005 года мы вылетаем в Иркутск, со спальниками, палаткой и прочим походным снаряжением.
Иркутск – Листвянка
Перелет занял около 5 часов, к этому времени добавились 5 часов разницы с Москвой и в Иркутске мы оказались в 10 утра. Нас на машине встречает коллега моего мужа Юрий. Местный аэропорт в стадии реконструкции, старый ЗИЛ с пассажирским прицепом отвозит пассажиров на площадь перед летным полем, откуда все идут в здание аэровокзала забирать багаж. Получаем свои рюкзаки с ленты, загружаем в багажник и едем на железнодорожный вокзал за третьим участником нашего путешествия – Андреем. Движение в городе просто сумасшедшее, на светофоре все норовят проскочить в первую очередь, медленнее 80 км/ч никто не ездит. Из-за узости улиц развязки организованы достаточно хаотично: чтобы попасть к вокзалу, мы сделали почти полный круг по прилегающим улицам. Здание вокзала, как и во многих городах России, после евроремонта. Внутри чисто, бомжей нет. Андрей уже ждет нас, он приехал утром фирменным поездом «Байкал», проехав за 3,5 дня почти половину России. Наконец, все в машине и Юра везет нас по городу с мини-экскурсией. Иркутск – крупнейший город Восточной Сибири. Основан как острог в 17 веке, получил имя от реки Иркут, впадающий в этом месте в Ангару, место ссылки. Проезжаем центр – здания в хорошем состоянии, много магазинов. А вот на окраинах большинство домов деревянные и того гляди обвалятся. Юра оказался замечательным экскурсоводом, очень много рассказал нам об истории и архитектуре Иркутска. Заехали в картографический магазин, где купили карты Байкала и окрестностей. Также посетили отель «Интурист», внизу которой продаются открытки и сувениры по Байкалу, но цены достаточно высокие.
Выезжаем на Байкальский тракт, который ведет к Листвянке. Трасса в очень хорошем состоянии, ведь она была построена к предполагаемой встрече американского президента Эйзенхауэра и генерального секретаря СССР Н.Хрущева. Средняя скорость на ней 120 км/ч, машина разгоняется на крутых спусках и легко взбирается на не менее крутые подъемы. Слева и справа живописные лесные пейзажи. Через полчаса останавливаемся, чтобы осмотреть архитектурно-этнографический музей "Тальцы”, который работает с 10 до 18 часов. Здесь сгруппированны в 4 этнографические зоны деревянные строения народов Сибири за четыре века. Многие избы и храмы открыты для посещения. Внутри все выглядит так, как будто хозяева на минуту отлучились. Наиболее интересными нам показались Илимский острог 17 века и бурятские юрты. На территории продается много сувениров на Байкальскую тематику – многочисленные нерпы, берестяные изделия, амулеты. Работает кафе. Мы вышли на берег Ангары, небо нахмурилось, подул холодный ветер. Сфотографировались и пошли греться в машину. Еще немного скоростных гонок – и мы в Листвянке.
Листвянка – порт Байкал
Вот и Листвянка, и я впервые вижу Байкал не на открытках или по телевизору, а своими глазами. Как раз выглянуло солнце, и его лучи заиграли на бескрайних байкальских волнах. Кажется, что перед тобой морские просторы.
Листвянка – поселок, протянувшийся на 5 километров вдоль берега Байкала, названный так из-за растущих там лиственниц. Сейчас он активно развивается как туристический центр – строятся новые гостиницы, кафе, сувенирные киоски, ведь Листвянка является началом путешествия для многих приезжающих отдохнуть на Байкале. Юра, уже не раз бывавший в Листвянке, повез нас перекусить в кафе «У озера». Мы заказали обед, а пока его готовили, поехали в лимнологический музей Байкала, который находится на въезде в поселок. Музей представляет собой 2 комнаты, где расположены экспонаты флоры и фауны Байкала и Прибайкалья и комнату-аквариум, где можно посмотреть живого омуля, голомянку и других байкальских рыб, а также нерпу. Раньше в Листвянке также находился нерпенарий, а теперь его перевели в Иркутск. После музея едем в кафе, там мы пообедали ухой из омуля (объеденье!), свежайшим шашлыком и салатом. Порции были такие большие, что нам половину завернули с собой. После кафе мы пошли на рынок с сувенирами – это несколько рядов рядом с причалом, где продаются в основном изделия из сибирских самоцветов: чароита, нефрита, лазурита, сердолика, и.т.п. Цены довольно высокие – расчет на многочисленных туристов. Рядом же стоят коптильни, где готовят омуля горячего копчения. Мы купили с собой несколько штук на пробу.
От пристани в Листвянке рейсовыми теплоходами можно добраться до поселка Большие Коты и бухты Песчаной, а арендовав частный катер – совершить самостоятельную прогулку по Байкалу. Мы же решили подняться на Приморский хребет к камню Черского. Туда ведет серпантин, начинающийся у отеля «Байкал». Не так давно к камню Черского проложили канатную дорогу, наверху открыта горнолыжная трасса. Мы прокатились по новенькой канатке, сверху открывается великолепный вид на порт Байкал и исток Ангары, а также на Шаман-камень, с которым связана старинная легенда: разгневанный Байкал бросил этот камень вдогонку своей дочери Ангаре, сбежавшей без его ведома к возлюбленному Енисею. В древности это место считалось священным, здесь проходили шаманские обряды. После постройки Иркутской ГЭС уровень воды поднялся и сейчас Шаман-камень едва выступает на поверхность.Но надо спускаться, т.к. по расписанию паром с мыса Рогатка в порт Байкал должен быть совсем скоро. И действительно, паром уже стоял полный машин и людей напротив лимнологического музея, отправился он раньше расписания, пока мы выгружали наши многочисленные сумки. Ладно, подождем следующего рейса. Прощаемся с Юрой, благодарим за помощь и идем на причал, а он, посигналив нам, помчался домой, в Иркутск.
Порт-Байкал – Кругобайкальская железная дорога
Паром вернулся минут через 20, мы заняли место около борта, потом он целиком заполнился переправляющимися машинами. Билеты продаются прямо на борту, стоимость переправы 13 рублей. Отплываем. Вода в Байкале действительно очень прозрачная – видно дно. 10 минут и мы на другой стороне Ангары. Порт-Байкал сегодня - конечная станция Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Мой муж с другом спешат сфотографировать новый рельсовый автобус и станционные постройки, а я, в целях уменьшения багажа, доедаю взятые из Москвы яблоки. Потом заходим в магазин, где также есть отдел сувениров и они здесь дешевле, чем в Листвянке. Покупаем хлеб и воду на ближайшие 4,5 дня нашего автономного похода, и – вперед, на Кругобайкалку!
Стартуем с 72 километра – ведь отсчет километража на КБЖД шел до затопления Иркутского водохранилища в 1956 году от Иркутска. Всего нам предстоит пройти более 85 км, осмотреть 39 тоннелей, мосты, галереи, виадуки, подпорные стенки, а также станционные сооружения. Все это было построено ровно 100 лет назад – в 2005 году Кругобайкалка отметила свой вековой юбилей! И вот потянулись пристанционные домики, потом остается небольшая тропинка вдоль шпал, а потом и она пропадает. До заката мы успели пройти около 3км и нашли неплохое место для стоянки. Ставим палатку, разжигаем костер. Тучи сгущаются, закапал дождик, но пока ели, вроде бы перестал. Все равно накрываем рюкзаки пленкой, на палатку кладем тент. Ночью дождь усилился, было слышно, как он стучит по палатке. Медленно, но верно наши ноги стало подтапливать, поскольку они как раз оказались в низине, и к 7 утра весь низ спальников был мокрый. А дождь так и моросил. Спать было уже невозможно, поэтому собрали мокрые спальники и палатку и двинулись в путь. Дойдя до первого на нашем пути тоннеля, мы встали выпить горячего чаю и немного согреться. Хорошо, что у нас была с собой газовая горелка – 10 минут и чай вскипел. Передохнули, и двинулись дальше под моросью. Где-то к обеду дождь прекратился, а затем выглянуло солнце. Нужно было встать просушить вещи, тут как раз попалась стоянка со сделанными лавками и столом, где мы и остановились. Там были натянутые веревки между деревьями, мы развесили спальники и мокрые вещи и они довольно быстро подсохли. Правда обувь была еще сырая. После обеда немного отдохнули и пошли дальше. У каждого тоннеля мы делали остановку и фотографировали его с обеих сторон. К вечеру мы дошли до 94 километра и там заночевали. Ночью пару раз мы просыпались от того, что рядом проезжал поезд.
Утром встали около 9 часов, разожгли костерок под небольшим дождем. Пока завтракали – дождь усилился, пришлось надевать дождевики. Оперативно складываем вещи и движемся дальше. Мокрая трава сделала свое дело – не прошли мы и километра, как все штаны до верха были сырые, а в обуви хлюпала вода. Зато пейзажи вокруг были просто сюрреалистические – туманом были затянуты и дорога и скалы справа от нее. Я побоялась доставать свой цифровик, ведь фотоаппаратам влага очень вредна, а мой муж снимал все происходящее. Увы, после этого дня фотоаппарат стал немного заедать. Под проливным дождем мы дошли до 98 километра – разъезда Хвойная (Уланово). Буквально пару лет назад здесь была стоянка двух паровозов, и мы очень рассчитывали осмотреть их, но сейчас паровозов не оказалось. Решив переждать ливень, мы зашли в реставрируемое здание водокачки. Но тут раздался шум приближающегося поезда. Это оказался «Байкальский Экспресс» - экскурсионный состав с туристами. Он следует от Порта Байкал до Слюдянки с остановками на наиболее интересных объектах КБЖД, и возвращется обратно в Иркутск. Туристы под зонтиками вышли для осмотра станции, а мы решили двигаться дальше. Через пару часов дождь стих и вскоре вышло солнце. Навстречу нам попадались группы таких же путешественников, с одними из них мы разговорились. Это оказалась пожилая семейная пара с Украины, идущая от Слюдянки, продуктов у них почти не осталось. Они очень рекомендовали нам восхождение на пик Черского в южном Прибайкалье – увы, в эту поездку времени на подъем у нас нет.
Погода наладилась, и вся байкальская природа заиграла яркими красками. Живописные скалы, цветы, бескрайний Байкал – нет, не зря мы выбрались сюда! Оборачиваешься назад, а там убегающие вдаль рельсы и тоннели, тоннели… Некоторые длинные, другие совсем небольшие. В них пригодились налобные фонари – без них можно оступиться в темноте. Несколько раз мимо нас проезжала железнодорожная мотриса, шум от нее был слышен задолго до того, как она оказывалась рядом с нами. Дойдя до 110 км – мыса Половинный – мы обнаружили там американский паровоз, который раньше стоял в Уланово. Все, что можно было открутить, на нем было откручено, но снаружи вид был неплохой, видно, что его недавно подкрасили. Вообще, ущелье около реки Половинной очень живописное: горная речка переходит в озеро.
На 116 км очередной вечерний привал, костер, ужин. У нас с собой имелась тушенка из расчета 1,5 банки на день, гречка, пюре, лапша. Все это шло на ура после 20-километрового марш-броска. Вообще, природа вдоль Кругобайкалки удивительно красива: с одной стороны любуешься на отвесные горы, а с другой открывается вся ширь Байкала. Искусственные сооружения проектировались с учетом природных условий и замечательно вписываются в окружающий пейзаж.
С самого утра солнце вовсю грело, мы бодро начали движение и скоро прошли Маритуй – это примерно середина нашего пешего похода. Андрей обнаружил там рельсы 19 века. К обеду стало так жарко, что мы остановились в тенечке. Немного освежились, окунувшись в воды Байкала, и перекусили. До вечера прошли еще километров 12, на 130 км видели большую колонию чаек на высокой скале, настоящий птичий базар - чайки галдели очень громко. Встали на очередную ночевку недалеко от т.н. «дачи Комарова» (турбазы, построенной бывшим начальником Восточно-Сибирской ж.д. Комаровым). Эта ночь была самой памятной на Кругобайкалке – безветренная ясная погода, огромная луна, отражающаяся в глади Байкала и малиновый закат на противоположном берегу.
Утром мы осмотрели эту турбазу (очень симпатичные коттеджи из лиственницы в живописном ущелье). Чуть дальше – у станции Шарыжалгай на 138 км – построен детский лагерь ВСЖД. Домиками служат списанные вагоны. Потом нам навстречу попалась легендарная «Мотаня» - пригородный поезд с тепловозом, парой вагонов и продуктовой лавкой, курсирующий 2 раза в неделю по Кругобайкалке. К вечеру дошли до 149 км - Старой Ангасолки. Сюда можно добраться пешком от Транссиба, где ходят электрички из Иркутска, поэтому в разы увеличилось количество мусора, а многие шпалы оказались обтесаны топорами на дрова. Мы надеялись увидеть знакомых на «Байкальской Эльбе», местом встречи которой был выбран последний недействующий тоннель на КБЖД. Палаток там было довольно много, но собственно участников «Эльбы» мало, а кого мы искали, вообще не было. Из-за доступности этих мест, встать на ночлег оказалось проблемой – все приличные стоянки были заняты. Пришлось нам лезть через траву в более-менее нормальное место на берегу. Это был наш последний вечер на Кругобайкалке – на другом берегу уже вырисовались огни Слюдянки.
|