Надо сказать, что поездка была отличной. Если не брать в расчет количество потраченных денег и массу неприятной бытовухи, то общее впечатление заставляет вспоминать это путешествие с положительной стороны. Вообще-то здорово, что маршрут мы придумали сами, хотя это было не просто, учитывая, что расписание всего и везде постоянно меняется. Самым неудачным и противным было поселение в Иркутске. Гостиницы безумно дорогие, а сервис и условия на уровне Совка. Единственная трехкомнатная квартира, которая сдавалась (и мы ее за глаза сняли), до сих пор вспоминается, как дурной сон - дешевый бордель с розовыми стенами и грязным туалетом. Со времен студенческой советской юности не встречала такого. Что ж, это было настолько сильное потрясение, что все последующее выглядело просто в солнечном свете. Честно говоря, солнечный свет (в прямом теперь смысле) - это то, что придает Байкалу особенную красоту, о на Ольхоне солнце - ВСЕГДА, и это меня убедило в том, что 5 с половиной тысяч километре не зря были нами преодолены несмотря на мой жуткий страх перед "домашними" самолетами, особенно в направлении Иркутска.
Что ж, стоит только уточнить маршрут:
1 день, вторник - прибытие в 5 утра, после недолгого отдыха - осмотр города. Отдельно отмечаю уникальную Спасскую церковь с потрясающим настенным триптихом, написанным темперой на внешней стороне церкви, и деревянное зодчество, которое, к сожалению, уже в упадке и требует немедленного внимания реставраторов. Съездили на речной вокзал и купили билеты на последнюю в этом сезоне ракету до Северобайкальска. Наша часть пути Порт Байкал - остров Ольхон. По расписанию отправление в 10.10 в пятницу.
2 день, среда. Заказали такси на 10 утра. Надо отметить, что в городе с такси проблем нет. Иногда казалось, что такси больше, чем частных автомобиле. С заказом проблем нет: из любой точки в любое место, ждешь 10 минут. В общем, очень-очень удобно. (Кстати, номера служб считываешь прямо с проносящихся мимо занятых моторов). Поехали в Листвянку с остановкой в Тальцах - прекрасный архитектурный музей под открытым небом. Провели 1,5 часа, разглядывая старые сибирские избы, уникально сохранившуюся башню острога 18 века, качались на огромных старинных качелях типа "лодочки". В Листвянке встретились с Байкалом, выяснили расписание до Порта Байкала, поели, заглянули посмотреть 20-минутное представление, которое давали нерпы, и валяли дурака на берегу, дожидаясь парома.
Часов в 5 были в Порту Байкал. Занялись поиском гостиницы. С третьей попытки устроились в частной маленькой гостинице B&B. Вечером сходили посмотреть местную достопримечательность - старое заброшенное кладбище со Стеллой, еле виднеющейся среди деревьев, кустов и мха. Она посвящена красноармейцам, которые боролись здесь за революцию в 1918-19 годах. Похоронено 25 человек.
Вообще нам повезло: на пароме встретили Лешиного друга, который теперь живет в Порту Байкал и работает на местном заводе по производству бутелированной Байкальской воды (Леша с Мишей даже к нему на завод ходили посмотреть). Антон оказался потрясающим гидом и рассказчиком. Все время, которое мы провели в Порту, Листвянку , исток Ангары, Порт Байкал и даже были видны смутные очертания Хаман-Дабара на той стороне Байкала. Он же рассказал нам кучу местных баек и легенд, старых и современных. Даже Миха, не большой любитель слушать, был страшно увлечен его рассказами. Байкале он посвятил нам, показав старый 100-летний французский маяк на горе (возможно скоро он вновь заработает), тропу к нему, самую высокую точку, с которой открылся нам на закате следующего дня потрясающий вид на озеро,
3 день, четверг. Весь день посвятили прогулке по Кругобайкальское железной дороге (КБЖД), уникальному историческому и архитектурному сооружению. Прошли 4 км до первого тоннеля и обратно. Там распогодилось, и мы устроили пикник (заранее купили сардельки, сосиски, помидоры, хлеб и пиво). По счастью, прямо над тоннелем кто-то до нас уже сделал кострище, притащил бревна для посиделок и расчистил полянку. В общем, обед был роскошным, а мальчики даже совершили почти ритуальное омовение в 14-градусной воде Байкала.
4 день, пятница. С утра - в дорогу. 200 км на комете - и мы уже на Ольхоне. Все вдруг изменилось. Ландшафт степной и с непривычки кажется, что все это не совсем на Земле. Мишин возглас "а где же кустики, и в туалет негде сходить" возвестил о новой совершенно отдельной части путешествия. Мы поселились на заранее забронированной (в Москве) и оплаченной (в Иркутске) базе отдыха "Солнечной". В принципе все можно было решить на месте, но так было конечно удобнее. В выборе базы отдыха я не разочаровалась: у нее самый лучший изо всех, которые мы потом осмотрели, вид на Байкал (другие в основном все в поселке), она достаточно просторная (в отличие от самой раскрученной Усадьбы Никиты Бенчарова, где толпятся друг на друге иностранцы - немного напоминает резной курятник), есть зал со столами для настольного тенниса и телевизором (отлично для детей). Еда, как впрочем везде, напоминает детство в пионерском лагере, так что там мы только завтракали, а остальное покупали в магазине и делали пикники.
5-6день (суббота и воскресенье). На Ольхоне - надо ходить и ездить, потому как самое прекрасное там - природа. За два с половиной дня мы, мне кажется, испробовали все, что было доступно. Наверное, туристы - палаточники еще много чего там найдут, но мы прогуляли (ноги) и проездили (лошади, велосипеды, автотранспорт, квадроциклы) почти все важные природные достопримечательности: Хужир и мыс Бурхан, Малый Хужир, мыс Хобой, Мыс Три Брата, пляж Сарайского залива (в лесу у поселка Харанцы был устроен ужин у костра), метеорологическая станция, падь Ташкиней со спуском к Большому морю, озеро Шара-Нур, поездка к древней Курыканской стене. И конечно рыба! Омуль, хариус и сиг - холодного копчения, горячего копчения, вареные, жареные, в ухе и в замороженном виде с луком!
7 день, понедельник - Через пролив Ольхонские ворота на микроавтобусе часа в четыре мы вернулись в Иркутск. Ужинали в смешном ресторанчике "НЭП" большой толпой - все Лешины друзья - одноклассники пришли с ним повидаться, а заодно посмотреть на его новоиспеченную жену , то есть меня. Конечно, было весело, шумно и допоздна.
8 день - вторник. Собственно говоря, его и не было. Самолет вылетел в Москву в 7 утра, а разница во времени "сожрала" утро, так что в Москве мы были уже в 8 утра по московскому времени.
Пожалуй, две вещи не сложились: как-то не организовалась баня с купанием в Байкале (хотя эта услуга много, где предлагается) и можно было бы организовать рыбалку, но для этого всего еще пару дней надо было бы добавить...